Николай Семенович Лесков -
русский писатель. Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года
в селе Горохово Орловской губернии. Детские годы прошли в Орле и в
маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. В 1841-1846 года
учился в гимназии в Орле. Бросил гимназию, не доучившись, устроился
мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847-1849)
стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но
и с неприглядными, а порой странными и комичными сторонами
действительности. Осенью 1849 года по приглашению дяди по матери,
профессора-медика Киевского университета С. П.Алферьева, выехал в Киев.
К концу года устроился помощником столоначальника рекрутского стола
ревизского отделения Киевской казенной палаты. В киевские годы
(1850-1857) посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает
польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском
студенческой кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.
Испытал влияние личности и идей экономиста Д. П. Журавского, ревностного
поборника отмены крепостного права.
В 1857 году оставил казенную службу и поступил агентом в частную
коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой - англичанин А. Я.
Шкотт - был мужем тетки Лескова. Три года (1857-1860) провел в разъездах
по делам фирмы. С 1860 года начал печатать небольшие заметки в
петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная
публикация - «Очерки винокуренной промышленности» (1861). В 1860 году
недолго состоял следователем в киевской полиции, однако статьи Лескова в
еженедельнике «Современная медицина», обличающие коррупцию полицейских
врачей, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной
ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен
во взяточничестве и вынужден был оставить службу. В январе 1861 года
переезжает в Санкт-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих
столичных газетах и журналах, более всего - в «Отечественных записках»,
где ему протежирует орловский знакомый - публицист С. С. Громеко, в
«Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в
основном злободневным вопросам. Сближается с кругами социалистов и
революционеров, на его квартире живет посланец А. И. Герцена швейцарец
А. И. Бенни. Однако статья Лескова о петербургских пожарах 1862 года,
где он потребовал от полиции пресечь или подтвердить слухи о том, что
пожары - дело рук некоей революционной организации, рассорила его с
демократическим лагерем. Он уезжает за границу. Результатом поездки стал
ряд публицистических очерков и писем.
Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863 года, когда
он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и начал
публикацию «антинигилистического» романа Некуда (1863-1864). В этом
издании и появился второй «антинигилистический» роман Лескова «На ножах»
(1870-1871), повествующий о новой фазе революционного движения, когда
прежние «нигилисты» перерождаются в обычных мошенников. В 1860-х годах
он усиленно ищет свой особый путь. По канве лубочных картинок о любви
приказчика и хозяйской жены написана повесть «Леди Макбет Мценского
уезда» (1865) о гибельных страстях, скрытых под покровом привинциальной
тишины. В повести «Старые годы в селе Плодомасове» (1869), живописующей
крепостнические нравы 18 в., он подходит к жанру хроники. В повести
«Воительница» (1866) впервые появляются сказовые формы повествования.
Элементы столь прославившего его впоследствии сказа есть и в повести
«Котин Доилец и Платонида» (1867). Пробует он свои силы и в драматургии:
в 1867 году на сцене Александринского театра ставят его драму из
купеческой жизни «Расточитель». Поскольку новые суды и «одетые
по-современному» предприниматели, явившиеся в результате либеральных
реформ, в пьесе оказываются бессильны перед хищником старой формации,
Лесков лишний раз был обвинен критикой в пессимизме и антиобщественных
тенденциях. Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов -
повесть «Обойденные» (1865), написанная в полемике с романом Н. Г.
Чернышевского «Что делать?» Поиск положительных героев, праведников, на
которых держится русская земля, давний интерес к маргинальным
религиозным движениям - раскольникам и сектантам, к фольклору,
древнерусской книжности и иконописи, ко всему «пестроцветью» народной
жизни аккумулировались в повестях «Запечатленный ангел» и «Очарованный
странник» (обе 1873), в которых сказовая манера повествования Лескова
сполна выявила свои возможности.
После разрыва с «Русским вестником» Лесков оказался в трудном
материальном положении. Служба в особом отделе Ученого комитета
Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для
народа (1874-1883), дает ему лишь мизерное жалование. «Отлученный» от
крупных либеральных журналов и не нашедший места среди «консерваторов»
катковского типа, Лесков почти до конца жизни печатался в малотиражных
или специализированных изданиях - в юмористических листках,
иллюстрированных еженедельниках, в приложениях к «Морскому журналу», в
церковной печати, в провинциальной периодике и т. п. Во второй половине
1870-1880-х годов Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» -
праведниках, без которых «несть граду стояния». В поздние свои годы,
создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае»,
сохраненном и приукрашенном устной традицией, Лесков объединяет их в
циклы. Так возникают «рассказы кстати», рисующие забавные, но от этого
не менее значительные в своей национальной характерности ситуации (Голос
природы, 1883; Александрит, 1885; Старинные психопаты, 1885; Интересные
мужчины, 1885; Умершее сословие, 1888; Загон, 1893; Дама и фефёла, 1894;
и др.), и «святочные рассказы» - хитроумные сказки о мнимых и подлинных
чудесах, случающихся на Рождество (Христос в гостях у мужика, 1881;
Привидение в Инженерном замке, 1882; Путешествие с нигилистом, 1882;
Зверь, 1883; Старый гений, 1884; Пугало, 1885; и др.). «Анекдотичны» по
своей сути и стилизованные под исторические и мемуарные сочинения цикл
очерков Печерские антики и рассказ Тупейный художник (оба 1883),
повествующий о печальной судьбе таланта (парикмахера) из крепостных в 18
веке.
После своей второй поездки за границу в 1875 году Лесков, по
собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В
противовес своим рассказам о «русских праведниках», не имеющих
официального статуса, он пишет серию очерков об архиереях, перерабатывая
анекдоты и народную молву, возвеличивающую церковных иерархов, в
ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты. Последние
произведения Лескова (роман-памфлет Чертовы куклы, 1890; повести
Полунощники, 1891; Юдоль, 1892; рассказы Час воли Божьей, 1890;
Импровизаторы, 1892; Продукт природы, 1893; и др.) отмечены резкой
критикой всей политической системы Российской империи, в особенности ее
полицейской составляющей. Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал
от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу 21
февраля 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге. |