Катулл - римский поэт. Гай
Валерий Катулл родился около 87 года до н.э. в Вероне на севере Италии.
Вероятно, его семья отличалась богатством и знатностью, поскольку Юлий
Цезарь не раз гостил у отца Катулла. В ранней молодости Катулл
перееезжает в Рим и там, не считая нескольких отлучек, проводит все годы
своей недолгой жизни. Молодой провинциал с хорошими связями, он может
сделать карьеру на форуме и в суде, однако в Катулле нет практической
жилки, и он всецело отдаётся поэзии и любви. Катулл входит в группу
молодых поэтов «неотериков» (т.е. «новых поэтов»), усвоивших некоторые
элементы техники ученой александрийской поэзии.
По-видимому, Катулл отлично осваивается в столичных литературных и
светских кругах, где он вскоре встречается с будущей героиней своих
стихотворений - Лесбией. Судя по всему, в жизни ее звали Клодией, она
была женой Квинта Цецилия Метелла Целера, консула 60 года до н.э., и
сестрой Публия Клодия Пульхра, личного и политического врага Цицерона.
Клодия, происходившая из старинного рода, отличалась красотой и
ветреностью и воспринимала блестящего молодого поэта Катулла как
очередного любовника, но для Катулла она сделалась страстью и мукой на
всю жизнь.
Весной 57 года до н.э. - Катулл выезжает в Вифинию, где он год томится в
свите проконсула Гая Меммия, поэта-дилетанта и не слишком искреннего
эпикурейца, которому Лукреций посвятил свою поэму «О природе вещей».
Катулл, очевидно, надеется извлечь из этой поездки какую-то материальную
выгоду, однако его постигает разочарование, и в двух стихотворениях,
написанных по возвращении, он резко обличает скупость и неблагородство
Меммия. Весной 56 года до н.э. - Катулл покидает Вифинию на
приобретенном им небольшом судне и после посещения Родоса, а также,
вероятно, некоторых прославленных городов Эгейского моря, возвращается
на родину. 55-54 гг. до н.э. - к этому периоду относятся наиболее
поздние из упоминающихся в его лирике события. Видимо, к этому периоду
следует отнести смерть Катулла.
От Катулла остался сборник из 116 стихотворений с посвящением Корнелию
Непоту. В начале его помещены мелкие стихотворения, написанные
различными лирическими размерами (полиметры), в центре - восемь крупных
произведений (два эпиталамия, два эпиллия, перевод из Каллимаха с
посвящением Гортензию и две элегии) и в конце - мелкие стихотворения,
написанные элегическим дистихом (эпиграммы). Эта композиция не только
формальна, полиметры и эпиграммы различаются не только метром, но и
стилем: первые написаны с аффектированной непосредственностью, языком,
близким к разговорному, вторые - рассчитанно, композиционно
уравновешенно, с продуманными метафорами и антитезами. Эта продуманная
отделка каждой лирической мелочи объясняется тем, что для Катулла и его
друзей-неотериков они имели программное значение. Они знаменовали их
презрение к общественной жизни (делу) и полную поглощенность жизнью
личной (досугом). Для общественной жизни у Катулла находится лишь
изысканно-грубая брань - обычно по адресу Цезаря, Помпея и их
сторонников, которые позорят и губят республику; напротив, в личной
жизни, в дружеском быту воспевается каждая мелочь - встречи, пирушки,
любовные и денежные удачи и неудачи, превозносятся стихи приятелей и
поносятся стихи соперников, каждое проявление дружбы Катулл встречает
гиперболическим славословием, а малейший признак неверности - столь же
гиперболическими проклятиями. Дружеский кружок заменяет для Катулла
государство, на дружеский обиход переносятся понятия общественных
добродетелей: доблести, верности, твердости, благочестия. Понятно, какую
роль должна была играть в этом замкнутом мирке любовь во всех ее
проявлениях: любовь издали, счастье взаимности, забавы возлюбленной,
гордость, сомнения, ревность, ссоры и примирения, борьба с собственным
чувством, отчаяние, опустошенность. Учителями «науки страсти нежной»
были для Катулла и неотериков эллинистические поэты. Однако при переносе
на римскую почву характер их эротики должен был измениться. Положение
женщины в римском обществе было более независимым и уважаемым, чем в
Греции. Героинями Филета, Мелеагра, Филодема были профессиональные
гетеры, героинями римских поэтов стали свободные женщины из общества
(подчас даже из высшего сословия, как Клодия-Лесбия Катулла). Страсть,
которая у греческих поэтов изображалась всегда с легкой иронией, как
игра, в воинствующем аполитизме римских неотериков приобретает звучание
серьезное, торжественное и даже трагическое, так как здесь она
освящается всем величием древних добродетелей, ставших из общественных
личными: верностью, твердостью и т. д. Любовная измена здесь становится
событием, потрясающим до основания всю систему жизненных ценностей. В
таком контексте сама любовь приобретает новое качество -
возвышенно-духовное. Это открытие духовной любви – величайшее новшество
и своеобразие Катулла, выделяющее его из всей античной поэзии и роднящее
с поэзией Нового времени: в античности он не имел ни предшественников,
ни последователей. Сам язык его стихотворений показывает, с каким трудом
рождалось это новое понятие. Античная лексика его не знала: поэт Нового
времени обозначил бы физическую любовь словом «желать», а духовную -
словом «любить», античный поэт обозначил физическую любовь словом
«любить», а для духовной не имел слова, и Катулл мучительно ищет его в
сложных перифразах: «союз святой дружбы», «желать добра», «любить, как
отец детей». Это раздвоение понятия любви и лежит в основе душевной
трагедии Катулла: оно объясняет и его знаменитую антитезу:
И ненавижу ее и люблю. Почему же? - ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я, и томлюсь. |