Физули - азербайджанский
поэт и мыслитель. Физули (Физули Мехмед бин Сулейман) родился около 1494
года в городе Кербела на юге арабского Ирака. Физули происходил из
тюркского племени баят, осевшего в Ираке, представители которого
кочевали на пространстве от Закаспия до Сирии. Образование получил в
Багдаде, где изучал медицину, астрономию, логику, математику, а также
древнегреческую и восточные философские системы. Был знаком с трудами
Аристотеля и Платона. Тексты его произведений указывают на то, что
Физули был знаком с творчеством Хагани, Низами, Хабиби, Насими. Он
преподавал, одно время был служителем в мавзолее имама в городе Наджаф,
откуда затем был уволен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и
духовенства. Из-за этого испытал материальные трудности. Султан Селим
назначил ему пенсию в размере 9 ахча. Скончался Физули в 1556 году во
время эпидемии чумы.
В своих художественных произведениях Физули резко бичевал религию. Все
несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного
духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей,
угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ. В произведении
"Шикаятнаме" (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя,
вскрывая и разоблачая его пороки, грабеж, взяточничество, подхалимство и
разбрасывание народных средств, весь государственный механизм - от
мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии
включительно. Для поэзии Физули характерны замечательные аллегорические
высказывания, в которых поэт излагал свое отношение к окружающему миру.
В произведении "Бенг ве баде" (Опиум и вино) поэт изображал борьбу
восточных феодалов, враждовавших между собою из-за тщеславия.
Произведение "Риндузахид" подвергает уничтожающей критике религию как
таковую. Самое популярное, высокохудожественное произведение Физули -
поэма "Лейли и Меджнун". Тема ее заимствована из арабского фольклора;
она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах
феодальной формации до XVI века (персидская, чагатайская, турецкая,
азербайджанская и др.). Физули своеобразно и мастерски использовал этот
фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую
по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму,
ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока. Физули
устами героя поэмы Меджнун ("Сумасшедший"), искателя правды и
справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что
в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Физули, по сути
- народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, -
красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество
Физули имело и имеет большое влияние на развитие литературы народов
Ближнего Востока.
|