Данте Алигьери -
итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка.
Данте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери) родился около 1265 года во
Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и
принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских
императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а
впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться
в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его
автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova,
1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче. За годы научных занятий
значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в
судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной
Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой
внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за
независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками
папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В
1295-1296 годах он несколько раз призывался на государственную службу,
включая участие в Совете Ста. В 1300 году он в качестве посла ездил в
Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией
против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом
правительствующего совета приоров - эту должность он занимал с 15 июня
по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 года он вновь входил в Совет
Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного
к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В
его отсутствие, 1 ноября 1301 года, с приходом Карла власть в городе
перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В
январе 1302 года Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по
сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и
сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию. В 1310
году император Генрих VII вторгся в Италию с "миротворческой" целью. На
это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино,
откликнулся пылким письмом к правителям и народам Италии, призывая
поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте
Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся
в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору.
Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia,
1312–1313). Однако в августе 1313 года, после неудачной трехлетней
кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 году
после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним
письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе
Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть
папский престол из Авиньона в Рим. На некоторое время Данте нашел
убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил
заключительную часть Божественной Комедии - Рай. Последние годы жизни
поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где
скончался в сентябре 1321 года, завершив незадолго до смерти
Божественную Комедию.
Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он
написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался
включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии
все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или
Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника.
Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте
обменивался со своим другом Форезе Донати. По утверждению самого Данте,
трактат Пир (Il convivio, 1304-1307) он написал, чтобы заявить о себе
как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской
тематике. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает
право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском
языке О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304-1307) не был
закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте
говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения,
излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии
нового литературного языка, который встал бы над диалектальными
различиями и был бы достоин называться великой поэзией. В трех книгах
тщательно обоснованного исследования О монархии (De monarchia,
1312-1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1)
лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному
существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский
народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть
император Священной Римской империи); 3) император и папа получают
власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен
второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них
пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно
Боккаччо, приговорила книгу к сожжению. В последние два года жизни Данте
написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору
поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал
его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком.
Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra),
посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и
суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне.
Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307. В этом
произведении он хотел представить двойное вúдение
общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно
предустановленного, с другой - как достигшего невиданного разложения в
современном ему обществе. Основной темой Божественной Комедии можно
назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее
восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало
(Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и,
кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля,
присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке. Поэма
состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130-150 строк) и
делится на три кантики - Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в
каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер
Божественной Комедии - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина,
изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная
Комедия - непревзойденный пример искусства как подражания, за образец
Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное
триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в
основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее
строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал
всем вещам. |