Абу Нувас - арабский поэт.
Абу Нувас аль-Хасан бен Хани аль-Хаками родился около 762 года в селении
Ахваз в области Хузистан и был выходцем из бедной семьи
вольноотпущенника. Отец его служил в войсках последнего омейядского
халифа - Марвана II. Мать Абу Нуваса была персиянкой и зарабатывала на
жизнь мытьём шерсти. Детские годы провёл в Басре, трудясь в лавке
торговца благовониями, для которого собирал ароматические травы. Здесь
же Абу Нувас свёл знакомство с учёными-филологами, которые помогли
получить широкое для того времени образование. Он встретился с поэтом
Валибой ибн аль-Хубабом, у которого научился искусству стихосложения
слушая его уроки, записывая его стихи, присутствуя на поэтических
состязаниях. Вскоре Абу Нувас попадает в Багдад, где был замечен и
приближен ко двору прославленными покровителями поэзии халифами Харун
ар-Рашидом. В качестве придворного панегириста Абу Нувас сочинял
панегирики, прославляя представителей правящей династии и других
высокопоставленных лиц империи.
Абу Нувас вёл весьма легкомысленный образ жизни, и, несмотря на
снисходительное отношение покровителей, за дурное поведение его
неоднократно заключали в темницу. Стихи Абу Нуваса были доступны в то
время каждому - они были легки для понимания, отличались яркой
образностью и написаны понятным, без редких и устаревших слов языком.
Абу Нувас был вынужден бежать в Египет на какое-то время, после того как
он написал элегическое стихотворение, восхваляющее Бармекидов,
свергнутых и убитых Гаруном аль-Рашидом. Абу Нувас вернулся в Багдад в
809 году после смерти Харуна ар-Рашида. Последующее восшествия на
престол Мухаммеда аль-Амина, двадцатидвух-летнего сына Харуна ар-Рашида
(и бывшего ученика Абу Нуваса) была удачей для поэта. Одно из известных
своих сочинений - стихотврение Касида , он сочинил в честь аль-Амина.
Последние годы жизни Абу Нувас провёл в Багдаде в качестве придворного
поэта халифа аль-Амина. Современники поэта, постоянно порицавшие его за
распущенность, единодушно отмечали широкую образованность Абу Нуваса,
глубоко разбиравшегося в медицине, астрономии и других науках. Тем не
менее, Абу Нувас был заключён в тюрьму, когда известие о пьяном
распутстве поэта переполнило чашу терпения аль-Амина. Было указано, что
секретать аль-Мамуна Зонбор обманом побудил пьяного Абу Нувас написать
сатиру, содержащую высказывание сатирического характера о имаме Али.
Зотор затем читал стихотворение публично, чтобы продолжить тюремное
заключение Абу Нуваса. По разным данным Абу Нувас либо умер в тюрьме или
был отравлен Исмаилом бен Абу Сахелем приблизительно в 813 году.
Абу Нувас писал сатиры, элегии. Он считается создателем самостоятельного
жанра охотничьих касыд (тардийят), поскольку до него описание охоты
присутствовало в касыдах лишь как составной элемент. Но славу Абу Нувасу
принесли его стихи о вине и застольных радостях, которые стали в его
творчестве самостоятельным жанром. Продолжая линию доисламского поэта
аль-Аши, аль-Ахталя и других предшественников, Абу Нувас создал
неподражаемые образцы застольной поэзии, изобилующие удивительно
красочными описаниями дружеских попоек, вина и винограда и т. д.
Застольные песни Абу Нуваса не были простым выражением чувств
веселящегося гуляки. В самых ядовитых выражениях Абу Нувас высмеивал
поэтов-эпигонов, подражавших древне-арабским касыдам, восхищавшихся
кочевой жизнью в пустыне и воспевавших старинные бедуинские идеалы. Он
открыто заявлял о своей приверженности к роскоши в большом современном
городе и позволял себе оскорбительные выражения в адрес бедуинов. Кроме
того, в «эпикурействе» Абу Нуваса отразилось общее для того времени
разочарование в аскетических мусульманских идеалах, и потому некоторые
строки стихов поэта звучат как откровенное богохульство, особенно когда
он заявляет, что хочет пить вино и наслаждаться всем, что запрещено. В
застольных песнях Абу Нуваса имеется постоянный лирический
герой-гедонист, вокруг которого группируются другие персонажи;
изображаемая в них ситуация стереотипна.
Перу Абу Нуваса принадлежат также стихотворения
благочестиво-назидательного характера, в которых он выражает раскаяние
по поводу беспутной жизни и ищет путей к примирению с религией. В
назидательных стихах в соответствии с требованиями жанра присутствует
другой лирический герой - раскаявшийся грешник, предающийся размышлениям
и призывающий к воздержанию и покаянию. Трудно решить, какие именно
события заставляли Абу Нуваса порой пересматривать свое жизненное кредо
— искание истины или страх приближающейся смерти. Так или иначе Абу
Нувас никогда не был атеистом, как и не был чрезмерно благочестивым
человеком, его равнодушие к религии и некоторый цинизм были отражением
общей атмосферы, царившей в крупных городах Ирака (Багдад, Басра) конца
VIII в. и начала IX в. Неприятие Абу Нувасом устаревших поэтических
традиций было связано также и с политическими симпатиями мавля, в первую
очередь иранцев, боровшихся за свою культурную и политическую
эмансипацию. Поэзия Абу Нуваса культивировала настроения скептицизма,
чем подрывала моральные устои теократического общества и
противопоставляла национальным амбициям племенной аристократии идеологию
шуубии, весьма популярную как в придворных кругах, так и в среде
развивающихся городских сословий (хотя хамрийят Абу Нуваса и приходились
порой по вкусу веселящейся придворной знати). Красочность образов Абу
Нуваса, его острая наблюдательность, поэтическая фантазия и простота
снискали ему на всем мусульманском Востоке славу одного из величайших и
популярнейших поэтов Средневековья. |