Ювенал - римский
сатирический поэт. Децим Юлий Ювенал родился около 60 года в
юго-восточной части Лация. Судя по литературной деятельности Ювенала,
можно предположить, что он получил отличное образование, а
следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это
подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном
или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго («до середины
жизни», то есть до 40-50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не
для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был
военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца
обожествленного императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в
местном городском самоуправлении. Затем он впал в немилость у одного из
императоров и был сослан за пределы Италии. Умер Децим Юлий Ювенал
приблизительно в 140 году.
До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной,
последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в
5 книг. I книга вышла вскоре после 100 года, следующие появлялись с
перерывами вплоть до 127 года. Судя по всему, пока был жив Домициан, к
серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам
поэт был уже немолод. В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую
программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает
соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у
врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет
лишь об умерших. II сатира - это обличение гомосексуализма,
выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные
герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие
III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде
своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть
Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе,
вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни.
Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью
римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда
лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина,
выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект
сатиры - порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются
унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и
раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между
тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира -
самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала.
Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины
распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы,
любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII
сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и
бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат,
чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью;
преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал
утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не
передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность
еще более постыдны. IX сатира - это диалог, ироничный, непристойный, а
временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который
зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым
извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его
отцом.
Х сатира - пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что
написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят
самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из
истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры,
которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал
превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга
Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут
же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания
жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от
кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной
заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три
сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических
приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому
не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и
утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век
минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с
легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить
специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже
убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в
южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и
съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек
превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются
преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они
могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться
к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство.
В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего
такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал
в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли
не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана.
Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков,
Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная
склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала - чеканный
стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость - в
хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения,
такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore
sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому. Впрочем,
последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного
здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье
душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку
следует просить богов лишь о даровании «здорового духа в здоровом теле». |