Овидий - римский поэт.
Публий Овидий Назон родился в 43 году до н.э. в городе Сульмон в
Апеннинах, примерно 140 км к востоку от Рима. Род его издавна
принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком
состоятельным и дал своим сыновьям блестящее образование. Овидий с
братом, который был на год старше, вместе учились в Риме. Овидий проявил
незаурядные способности в области риторики и занялся было политикой,
однако страсть к стихам одержала верх, и вскоре Овидий стал членом
кружка аристократа Марка Валерия Мессалы. Вергилия ему довелось увидеть
лишь однажды, он присутствовал на чтении Горацием его стихов, был знаком
с Проперцием и Тибуллом и многими другими поэтами. Завершив свое
образование в Афинах, Овидий совершил путешествие по восточному
Средиземноморью, в котором его сопровождал поэт Эмилий Макр, а затем,
проведя несколько месяцев на Сицилии, вернулся в Рим, где вошел в
высокосветское общество. Два первых брака Овидия закончились разводом
(вероятно, во втором у него родилась дочь), третий не смогло разрушить
даже изгнание.
В 8 году н. э. император Август внезапно отправил поэта в ссылку в Томы.
Для изгнания было две причины - «оскорбление и ошибка». Оскорбление,
несомненно, следует усматривать в аморальном легкомыслии написанной
Овидием поэмы "Искусство любви". Эта тщательно отделанная безделка
появилась примерно восемью годами ранее, что по несчастью совпало со
скандалом, разразившимся из-за супружеской неверности дочери императора
Юлии. Однако гнев Августа (который уже давно вел борьбу с
распущенностью) разразился лишь теперь, когда в подобную историю
оказалась вовлечена дочь Юлии, Юлия Младшая. В чем состояла "ошибка"
поэта, остается загадкой. Здесь Овидий ограничивается лишь намеком. Он
случайно оказался свидетелем чего-то недозволенного (и, вероятно, об
этом не донес). Одни исследователи (их большинство) полагают, что Овидий
играл роль доверенного лица в любовной связи Юлии, другие считают, что
он был в курсе династических интриг с целью лишить Тиберия, сына
императрицы Ливии от предыдущего брака, прав престолонаследника.
Овидий находился на острове Эльба, когда обрушилась беда. Если какой-то
суд и имел место, то проводился он в тайне. Имущество поэта не было
конфисковано, и его горячо любимая супруга против воли осталась в Риме,
чтобы хлопотать о помиловании. Вера в преданность жены и постепенно
угасавшие надежды на императорскую милость служили Овидию единственным
утешением в Томах, захудалом укреплении, основанном греками на рубежах
варварского мира. После смерти Августа, последовавшей в 14 году, надежды
Овидия вновь ненадолго ожили, однако никакого отклика у преемника
императора, Тиберия, к племяннику и приемному сыну которого Германику он
обращался с ходатайством, поэт не нашел. Намереваясь посвятить
последнему свои Фасты, Овидий даже принялся приводить поэму в порядок.
Под конец жизни Овидий смирился с судьбой.
За исключением "Метаморфоз" и "Галиевтики" (фрагментарный и, возможно,
подложный трактат о морском рыболовстве), написанных гекзаметром, все
остальные произведения Овидия сложены элегическим дистихом,
представляющим собой чередование строки гекзаметра и пентаметра. Эти
стихи изящны и даже блестящи, хотя в целом производят несколько
монотонное впечатление. Данный размер великолепно подходит как для
шуток, так и для любовных переживаний, способен он и к передаче
риторически форсированных чувств. Любовные элегии (Amores) первоначально
вышли в пяти книгах, но ок. 1 до н. э. Овидий переиздал их в трех
книгах, и именно в этом виде они дошли до нас. Основная часть этих
стихотворений посвящена любви. В соответствии с римской традицией, эти
стихи развивают или варьируют сюжетные ходы новой греческой комедии и ее
латинских продолжателей (Плавта, Теренция и др.). Большинство
исследователей полагают, что Коринна - вымышленный персонаж. "Героини"
(Heroides) представляют собой жалобы мифических героинь на покинувших их
или изменивших им возлюбленных. Здесь обнаруживаются черты сходства с
некоторыми монологами греческой трагедии, а также влияние римских
риторических школ. Изобретательность в игре оттенками и аллюзиями,
по-видимому, ценилась римской аудиторией. Первые пятнадцать
стихотворений Героинь появились к 1 году до н.э. Стилистические
особенности последних шести указывают на их более позднее происхождение.
Эти последние шесть элегий соединены попарно: ответ героини приложен к
посланию героя. Они нисколько не уступают более ранним посланиям, а
возникающие внутри пары коллизии делают их еще интереснее. "Средства для
ухода за женским лицом" (Medicamina faciei femineae), стихотворный
учебник косметики, вероятно, задумывался писавшим о любви автором как
пародия на распространившийся в ту пору жанр поэтических трактатов на
любую тему. Вскоре за Героинями была создана поэма "Искусство любви" (Ars
amatoria) в трех песнях. Поэма представляет собой настоящую комедию
нравов в форме составленного Учителем любви руководства по ухаживанию,
где рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а также
даются аналогичные советы девушкам. Поскольку здесь имелись в виду
исключительно дамы полусвета, впоследствии Овидий мог ссылаться на то
формально оправдывающее его обстоятельство, что он отнюдь не поощрял
супружеской неверности. Искусство любви с дополняющим его "Лекарством от
любви" (Remedia amoris) является самым блестящим, а также наиболее
прославленным в Новое время творением Овидия.
Шедевром Овидия стала поэма "Метаморфозы", написанная гекзаметром,
традиционным размером эпической поэзии. В 15 песнях "Метаморфоз"
(Metamorphoses) повествуется о различного рода мифических превращениях,
начиная с создания мира из хаоса и вплоть до апофеоза Юлия Цезаря, душа
которого, согласно распространенному поверью, переселилась в комету,
появление которой совпало с погребальными играми в его честь. Поскольку
метаморфозы так или иначе входят в большинство греческих мифов, поэма
превратилась в свод греческой мифологии, а в последней своей трети она
излагает греческие и римские исторические легенды. В самом начале автор
обещает соблюдать хронологический порядок и по мере возможности держит
слово. Отдельные истории соединяются друг с другом хитроумными
переходами, т.ч. складывается образ единого мира фантазии, подчиненного
собственной логике воображения. Сознавая, что однообразия следует
избегать любой ценой, Овидий свободно меняет интонацию и способ
изложения. Мы встречаемся здесь с романтикой и фарсом, величием и
ужасом, приподнятостью чувств и жутью, риторическими пассажами и
полемикой, интересом к старине и патриотизмом.
До своего изгнания Овидий завершил "Метаморфозы", но не успел их
отредактировать. Он написал также поэму "Фасты" (Fasti) в 6 песнях,
посвященную римским древностям и легендам, связанным с датами римского
календаря (поэма охватывает месяцы с января по июнь), который незадолго
до этого был реформирован Юлием Цезарем и с пояснениями выставлен во
многих местах. Возможно, важность Фастов как источника по римским
религиозным обычаям преувеличивается, поскольку эти сведения в основном
содержатся и в других источниках, однако нет сомнения в том, что под
поэтическим пером этот довольно-таки сухой предмет становится живым и
привлекательным. "Фасты", как и "Метаморфозы" , в значительной степени
проникнуты духом александрийского ученого и поэта 3 года в. до н. э.
Каллимаха.
В изгнании Овидий написал "Скорбные элегии" (Tristia) и "Письма с Понта" (Ex
Ponto libri).Он рисует подробную и живую картину своих бед, но лишь
краешком глаза позволяет нам взглянуть на жизнь и обычаи обитателей этой
пограничной крепости. Эти книги написаны главным образом для того, чтобы
напомнить о судьбе их автора и вызвать к нему общее сочувствие, что
могло бы способствовать его возвращению. Поэтому в "Скорбных элегиях" и
"Письмах с Понта" постоянно варьируется одна и та же тема, куда подчас
вплетается лесть императору. Вторая книга "Скорбных элегий" не столь
подобострастна: вся она является длинной апологией, более
проникновенной, чем ловкой, тех поступков, которые могли послужить
причиной изгнания. Поэма "Ибис" (Ibis) - поношение какого-то недруга поэта
в Риме. Кто это, столь же неясно, как и в случае "Коринны". Первую часть
проклятия отличает красноречие, вторая уснащена сложными мифологическими
аллюзиями. Среди утраченных произведений наиболее примечательна трагедия
"Медея", которую превозносили Квинтилиан и Тацит. Умер Публий Овидий Назон
в 17 году в Томах. |