Пьер Бомарше - французский
драматург. Пьер Бомарше (Пьер Огюстен Карон) родился 24 января 1732 года
в Париже в семье часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за
экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки
у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при
монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в
разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное
состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных
процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы
оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Memoires, 1774), где
язвительно высмеял судебный произвол.
Любовь к театру побудила его написать две драмы - Евгения (Eugnie, 1767)
была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал
сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier
de Seville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра.
Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по
антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она
приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам,
сколько образу Фигаро - хитроумного, неистощимого на выдумки,
проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж. Россини
Севильский цирюльник (1816). Этот же персонаж появится в следующей пьесе
Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные
привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил
показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал
цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к
пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля
1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой.
Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом.
Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, -
теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно
сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в
канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций,
вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж. Ж.Руссо,
Д.Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки
снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее
основе было написано либретто оперы В.А.Моцарта Свадьба Фигаро (1786).
Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако
тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mere coupable, 1792) не имела
успеха.
Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный
революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но
затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета
Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант.
Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили
вернуться во Францию. Умер Пьер Бомарше 18 мая 1799 года в Париже. |