Обрезание Господне -
христианский праздник, отмечаемый в православии 14 января. Обрезание в
качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том
числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь
есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение
Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать
вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был
напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание,
являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные
установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в
том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как
учили еретики-докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник
Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в
Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением
греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен
о новолетии, которое началось с того времени, как император Пётр I
повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало
года с 1 января (1700). Праздник Обрезания Господня продолжается один
день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого,
архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под
именем Васильева дня.
В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с
поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в
разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень,
баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс
является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев
день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе
свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи.
В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания:
на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и
всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому
да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный». |