По старому стилю день Св. Василия
Великого приходился на 1 января (по новому стилю на 14 января), т.
е. на Новый год, поэтому в Васильев вечер повсеместно в России
совершались обрядовые действия, которые, согласно народному
мировоззрению, должны были способствовать хорошему урожаю, богатому
приплоду скота и благополучию семьи в наступившем году. Так, в этот день
варили кашу, которая "знаменует собой плодородие"; символически обсевали
избу "зерновым хлебом, по преимуществу овсом или хмелем (символом
изобилия)"; обходили дома с песнями-величаниями хозяев, за что последние
должны были угостить песельников (или одарить их деньгами), в случае
отказа - хозяевам сулили всевозможные беды и неприятности.
Варение каши совершается до света. Старшая в доме из женщин ровно в два
часа утра приносит из амбара круп. Старший из мужчин приносит воды из
реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока
истопится печь; до них никто не касается; иначе это сочтется худым
признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а
старшая женщина причитывает, размешивая кашу: "Сеяли, ростили гречу во
все лето; Уродилась наша гречаи крупна и румяна; Звали-позывали нашу
гречу во Царьград побывать, На княжой пир пировать; Поехала греча во
Царьград побывать Со князьями, со боярами, С честным овсом, золотым
ячменем; Ждали гречу, дожидали у каменных врат; Встречали гречу князья и
бояре, Сажали гречу за дубовый стол пир пировать; Приехала наша греча к
нам гостевать".
После сего все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в
печь. Потом снова садятся за стол в ожидании каши. Когда поспеет каша,
тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: "Милости просим к нам во
двор со своим добром". Прежде всего осматривают: полон ли горшок. Нет
более несчастья, если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему
дому. Худое предвещает, если треснул горшок. Потом снимают ножом пенку:
каша красная, полная предвещает счастье всему дому, будущий урожай и
талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожает бедами. Завтрак из каши
оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в
реку...
В селениях Тульской губернии совершают обряд засевания без песен, с
одними приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят:
"Уроди, Боже, всякого жита по закрому, Что по закрому, да по великому, А
и стало бы жита на весь мир крещеный". Старшая женщина в доме собирает
на полу зерны и хранит до посева.
В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там
дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава, другие - из
мешка разные семена. В это время они певали особенную засевальную песню:
"Ходит ИльяНа Василья, Носит пугу Житяную. Де замахне - Жито росте, Житу
пшеницю Всяку пашницю. У поле - ядро, А в доме - добро". Другие при
засевании зерен говорят: "На счастье, на здоровье, на новое лето роди,
Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю". С величальными песнями дома
обходили по преимуществу дети или молодежь (иногда старухи или нищие).
В Зарайском у Рязанской губ под Новый год наряженные бабы, мужики, девки
наряженные ходят по дворам и поют или, как здесь говорят, грают: "Мы
хадили, мы гуляли Па святым вячерам. Ей, авсень, ей, авсень! Мы искали,
мы искали Мы Ульянова двора. Сиреди яво двора Стоить горинка нова, А у
этай ва горенке, Ай, три окна! А и первое акно - Светел месяц в окне. А
другое акно -Красна солнушка. А и третье акно - Часты звездушки. Как
светел-то месяц -То и сам-ат Ульян. Што и красно солнушка - Што
Авдотьюшка. Часты звездушки - Яго детушки. Дайте нам ножку На краснаю
ложку! Ни дадите пирога - Мы корову за рага! Ни дадите пышки - Хозяйку
за сиськи! Кишки да желудки В печи-та сидели, На нас глядели. Авсень
каледу Павалял на льду, Валачил, валачил, Сарафан намачил. Ей, авсень,
эй, авсень!"
В Костромской губернии ходят "под окна сбирать пироги и свиные ноги,
приговаривая: "Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка".
В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди
всех идет девица, называемая маханоскою; она-то несет кошель для
пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжает дележом сбора.
Подходя к окнам, толпа причитывает: "Кишку да ножки в верхнее
окошко"."Во многих селениях центральной полосы России в Васильев день
принято колоть так называемых "кесаретских" поросят (Васильев день
называется иначе "Кесаретским" по имени Василия Великого, архиепископа
кесарийского). Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим
достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем
каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые
вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и
поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок
непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным),
хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в
семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая:
"Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились". По
окончании же трапезы хозяин обыкновенно вызывает из числа гостей
смельчака, который решился бы отнести кости поросенка в свиную закутку.
Но охотников на такое рискованное дело почти никогда не находится, так
как кости надо носить по одной, а в закутке в это время сидят черти,
которые только того и ждут, чтобы выискался храбрец и явился в их
компанию. Тогда они быстро захлопнут за вошедшим дверь и среди шума и
гама будут бить его по голове принесенными костями, требуя назад
съеденного поросенка. Понять происхождение этого обычая нетрудно:
основная идея его заключается в сборе денег в пользу духовенства,
которое за это должно молить Бога о здоровье и плодовитости скотины. Что
же касается участия в этом обычае нечистой силы, приютившейся в свином
закутке, то это не более как один из тех остатков язычества, которые
переплелись с христианскими обрядами еще в те незапамятные времена,
когда на Руси господствовало двоеверие.
Доказательством того, что обычай колоть кесаретских поросят имеет именно
такое значение, может служить аналогичный обычай, практикуемый в
Сольвычегодском у Вологодской губ. Здесь крестьяне в день Нового года,
рано поутру съезжаются на погост со всего прихода, и каждый привозит
свиные туши: кто четверть, кто половину, а кто и целую свинью, глядя по
усердию и достатку. Туши эти жертвуются в пользу причта, а головы их
кидают в общий котел и варят щи, которые и съедаются всем миром. Обычай
этот соблюдается очень строго, и не пожертвовать в Новый год духовным
лицам свинины считается непростительным грехом, так как жертва эта
делается в благодарность за благополучие скота в прошедшем году и с
целью умилостивить Бога и предохранить скот от падежа в наступающем
году. Из сказанного позволительно заключить, что кесаретский поросенок
центральных губерний и свиные туши Соль-вычегодского, по идее, ничем не
отличаются друг от друга и составляют один обычай. Вся разница между
ними состоит в том, что в центральных губерниях при помощи кесаретского
поросенка в пользу духовенства собираются деньги, а в Сольвычегодском
свинину привозят натурой и духовные лица сами уже должны продать ее
особым скупщикам".
В великорусских губерниях наблюдательные старики и старушки говорят, что
"на Васильев вечер день прибывает на куричий шаг". Примечают также, что
если в день Св. Василия Великого будет туман - к урожаю. От ясного
звездного неба в Васильев вечер ожидают хорошего урожая гороху, но при
этом замечают, что если звезды к утру померкнут, то горох не дозреет
благополучно. Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод. Садоводы встряхивают яблони,
для урожая.
В Тульской губернии есть предание, что на Васильев вечер ведьмы
скрадывают месяц из опасения, чтобы он не освещал их ночных прогулок с
нечистыми духами.... |