С давних времён человек
хотел освободиться от физических усилий или облегчить их при перемещении
чего-либо, располагать большей силой, быстротой. Создавались сказания о
коврах самолётах, семимильных сапогах и волшебниках, переносящих
человека за тридевять земель мановением жезла.
Таская тяжести, люди изобрели тележки, ведь катить легче. Потом они
приспособили животных - волов, оленей, собак, больше всего лошадей. Так
появились повозки, экипажи. В экипажах люди стремились к комфорту, всё,
более совершенствуя их. Стремление людей увеличить скорость ускоряло и
смену событий в истории развития транспорта. Из греческого «аутос» -
«сам» и латинского «мобилис» - «подвижный» в европейских языках
сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «авто - мобильный».
Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко всяким механизмам, в общем,
ко всему, что служило как бы дополнением «продолжением»,
«усовершенствованием» человека.
В ХVIII веке попробовали заменить живую силу силой пара и применяли к
безрельсовым повозкам термин «автомобиль». Почему же счёт возраста
автомобиля ведут от первых «бензиномобилей» с двигателем внутреннего
сгорания, изобретённых и построенных в 1885-1886 годах, как бы забыв о
паровых и аккумуляторных (электрических) экипажах? Дело в том, что ДВС
произвёл подлинный переворот в транспортной технике. В течение
длительного времени он оказался наиболее отвечающим идее автомобиля и
потому надолго сохранил своё главенствующее положение. Доля автомобилей
с ДВС составляет на сегодня более 99,9% мирового автомобильного
транспорта. Трудно представить себе отрасль народного хозяйства или вид
деятельности человека, в которых не использовался бы автомобиль.
До 1917 года в России автомобили большого воодушевления не вызывали. Их
распространение имело как сторонников, так и противников: последних
пугали, например, несчастные случаи с лошадьми, выхлопные газы и т. п.
На первых порах расширение сферы применения автомобиля в нашей стране
выразилось лишь в организации в 1904 году петербургского таксомоторного
общества, а позднее - в использовании автомобилей почтовыми и военными
ведомствами. Хотя дореволюционная Россия не имела высокоразвитой
автомобильной промышленности, русские инженеры совершили ряд успешных
попыток по разработке и изготовлению собственных конструкций - первый
отечественный автомобиль был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 года
Е. А. Яковлевым и владельцем каретных мастерских П. А. Фрезе. Ситуация
существовавшая, в российском автомобилестроение в начале века когда
русские автомобили, несмотря на их ограниченное количество, по своим
ходовым качествам и качеству отделки не уступали импортным образцам, к
сожалению не сохранилась до наших дней.
На почётный титул «изобретателя автомобиля» было зарегистрировано 416
претендентов. Из них наиболее заметный след в истории создания
автомобиля оставили не более пяти.
1. Зигфрид Маркус (1831-1898) был чиновником, инженерных знаний ему не
хватало. Его «безлошадная повозка» имевшая 2 - цилиндровый, лежачий
четырёхтактный бензиновый двигатель, ѕ л.с. и готовая к действию,
оказалась неспособной ездить без помощи лошади. Её копию, можно видеть в
техническом музее в Вене. Вторая повозка Маркуса созданная в 1887 году,
кое-как действовала, но Маркус предложил интересные решения отдельных
механизмов машины например - карбюратора.
2. Джордж Селден (1846-1932) живший в городе Рочестере (США) был тоже
чиновником нотариусом, и его самоходный экипаж тоже никто не видел. Но,
будучи хорошо знаком, с законами в 1877 году он сделал патентную заявку
на устройство автомобиля. По ней оказывалось, что любой экипаж с
бензиновым двигателем оказывался изобретённым Селденом. Повозка Селдена
хранится в музее Института Стивенса в США.
3. В литературе можно встретить упоминание о математике Эдуарде
Деламаре-Дебутвиле (1856-1901) которого вместе с механиком Л. Маланденом
называют первоизобретателем автомобиля. В связи с этими именами к
столетию автомобиля 1984 год объявили «французким годом автомобиля»,
тогда как «всемирным годом» официально считался 1986-й год.
4. Ни Маркус, ни Селден, ни Деламар-Дебутвиль, ни прочие 411
претендентов не были признаны изобретателями автомобиля. Этой чести
удостоены Готтлиб Даймлер и Карл Бенц (1844-1929). Оба построили
самодвижущиеся повозки в 1885 году и должным образом выправили патенты.
Бенц - на «экипаж с газовым двигателем» (немецкий патент №37435 от 29
января 1886 года), Даймлер - на «одноколейный» экипаж (№34926 от 3 апреля
1885 года), а в 1886 году и на четырёхколёсный. Силовыми установками,
построенными по этому принципу, сегодня снабжены полмиллиарда
автомобилей. С примитивных машин Даймлера и Бенца, выпущенных в
1885-1886 годах начинается отсчёт автомобильного века. При жизни они так
и не познакомились, хотя созданным ими автомобильным фирмам суждено было
в 1926 году слиться в известную ныне компанию «Даймлер - Бенц». |