Тамерлан (Тимур-Ленг) -
известный завоеватель восточных земель, основатель династии Тимуридов,
правившей в Средней Азии в 1370-1507 годах, родился в Кеше (современный
Шахрисабз), в пятидесяти милях к югу от Самарканда в Трансоксиане
(область современного Узбекистана между Амударьей и Сырдарьей). По
некоторым предположениям, отец Тимура Тарагай был вождем
монголо-тюркского племени барласов (многочисленный род в племени
монголов-чагатаев) и потомком некоего Карачара нойона (крупный
феодал-землевладелец в Монголии в средние века), могущественного
помощника Чагатая, сына Чингисхана и дальнего родственника последнего.
Тимур первоначально был главой шайки разбойников, образовавшейся в
смутное время. С ней он вступил на службу к владетелю Кеша Хаджи, главе
племени Барулас. В 1360 году Мавераннехр был завоеван Туклук-Тимуром;
Хаджи бежал в Хорасан, где был убит; Тимур был утвержден владетелем Кеша
и одним из помощников монгольского царевича Ильяс-ходжи (сына хана),
назначенного правителем Мавераннехра. Тимур скоро отделился от монголов
и перешел на сторону их врага Гусейна (внука Казагана); некоторое время
они с небольшим отрядом вели жизнь искателей приключений; во время одной
стычки в Сеистане Тимур лишился двух пальцев на правой руке и был тяжело
ранен в правую ногу, отчего стал хромым (прозвание "хромой Тимур" -
Аксак-Тимур по-тюркски, Тимур-лонг по-персидски, отсюда Тамерлан).
В 1364 году монголы были вынуждены очистить страну; правителем
Мавераннехра сделался Гусейн; Тимур вернулся в Кеш. В 1366 году Тимур
восстал против Гусейна, в 1368 году помирился с ним и снова получил Кеш,
в 1369 году, снова произвел восстание. В марте 1370 года Гусейн был взят
в плен и убит в присутствии Тимура, хотя и без прямого его приказания.
10 апреля 1370 года Тимур принял присягу от всех военачальников
Мавераннехра. Подобно своим предшественникам, он не принял ханского
титла и довольствовался званием "великого эмира"; ханами при нем
считались потомок Чингиз-хана Суюргатмыш (1370-88) и его сын Махмуд
(1388-1402).
Тимур избрал своим местопребыванием Самарканд и украсил его
великолепными стройками. Первые годы своего единодержавного правления
Тимур посвятил становлению порядка в стране и безопасности на ее
границах (борьба с мятежными эмирами, походы на Семиречье и Восточный
Туркестан). В 1379 году был завоеван Хорезм (ныне Хивинское ханство); с
1380 года начались походы на Персию, вызванные, по-видимому, только
завоевательными стремлениями (изречение Тимура: "все пространство
населенной части мира не стоит того, чтобы иметь двух царей");
впоследствии Тимур выступал также представителем идеи государственного
порядка, необходимого для блага населения и невозможного при
существовании целого ряда враждебных друг другу мелких владетелей. В
1381 году был взят Герат; в 1382 году правителем Хорасана был назначен
сын Тимура, Мираншах; в 1383 оду. Тимур опустошил Сеистан.
В западную часть Персии и прилегающие к ней области Тимур совершил три
больших похода - так называемые "трехлетний" (с 1386 г.), "пятилетний"
(с 1392 г.) и "семилетний" (с 1399 г.). В первый раз Тимур должен был
вернуться обратно, вследствие нашествия на Мавераннехр золотоордынского
хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (1387). Тимур в 1388
году прогнал врагов и наказал хорезмийцев за союз с Тохтамышем, в 1389
году совершил опустошительный поход вглубь монгольских владений до
Иртыша на север и до Большого Юлдуза на восток, в 1391 году - поход на
золотоордынские владения до Волги. Эти походы достигли своей цели, так
как после них мы уже не видим нашествий степняков на Мавераннехр. Во
время "пятилетнего" похода Тимур в 1392 году завоевал прикаспийские
области, в 1393 году - западную Персию и Багдад; сын Тимура, Омар-шейх,
был назначен правителем Фарса, Миран-шах - правителем Адербейджана и
Закавказья. |
Нашествие Тохтамыша на Закавказье вызвало поход Тимура на южную Россию
(1395); Тимур разбил Тохтамыша на Тереке, преследовал его до русских
пределов (где разрушил Елец), разграбил торговые города Азов и Кафу,
сжег Сарай и Астрахань; но прочное завоевание страны не имелось в виду,
и Кавказский хребет остался северной границей владений Тимура. В 1396
году он вернулся в Самарканд и в 1397 году назначил своего младшего сына
Шахруха правителем Хорасана, Сеистана и Мазандерана.
В 1398 году был предпринят поход на Индию; в декабре Тимур под стенами
Дели разбил войско индийского султана (династия Тоглукидов) и без
сопротивления занял город, который через несколько дней был разграблен
войском, причем Тимур сделал вид, что это произошло без его согласия. В
1399 году Тимур дошел до берегов Ганга, на обратном пути взял еще
несколько городов и крепостей и вернулся в Самарканд с огромной добычей,
но не расширив своих владений.
"Семилетний" поход первоначально был вызван сумасшествием Мираншаха и
беспорядками во вверенной ему области. Тимур низложил своего сына и
разбил вторгшихся в его владения врагов. В 1400 году началась война с
османским султаном Баязетом, захватившим город Арзинджан, где правил
вассал Тимура, и с египетским султаном Фараджем, предшественник
которого, Баркук, еще в 1393 году велел убить посла Тимура. В 1400 году
Тимур взял Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии (принадлежавшей
египетскому султану), в 1401 году - Дамаск. Баязет был разбит и взят в
плен в знаменитой битве при Ангоре (1402 г.). Тимур разграбил все города
Малой Азии, даже Смирну (принадлежавшую иоаннитским рыцарям). Западная
часть Малой Азии в 1403 году была возвращена сыновьям Баязета, в
восточной были восстановлены низложенные Баязетом мелкие династии; в
Багдаде (где Тимур восстановил свою власть в 1401 году, причем погибло
до 90000 жителей) был назначен правителем сын Мираншаха, Абу-Бекр, в
Адербейджане (с 1404 г.) - другой сын его, Омар.
В 1404 году Тимур вернулся в Самарканд и тогда же предпринял поход на
Китай, к которому начал готовиться еще в 1398 году; в тот год им была
построена крепость (на границе нынешней Сыр-Дарьинской области и
Семиречья); теперь было построено еще другое укрепление, в 10 днях пути
дальше к востоку, вероятно около Иссык-куля. Тимур собрал войско и в
январе 1405 года прибыл в г. Отрар (развалины его - недалеко от впадения
Арыса в Сыр-Дарью), где заболел и умер (по словам историков - 18
февраля, по надгробному памятнику Тимура - 15-го).
Карьера Тимура во многом напоминает карьеру Чингиз-хана: оба завоевателя
начали свою деятельность как предводители набранных ими лично отрядов
приверженцев, которые и потом оставались главной опорой их могущества.
Подобно Чингиз-хану, Тимур лично входил во все подробности организации
военных сил, имел подробные сведения о силах врагов и состоянии их
земель, пользовался среди своего войска безусловным авторитетом и мог
вполне полагаться на своих сподвижников. Менее удачен был выбор лиц,
поставленных во главе гражданского управления (многочисленные случаи
наказания за лихоимство высших сановников в Самарканде, Герате, Ширазе,
Тавризе). Различие между Чингиз-ханом и Тимуром определяется большим
образованием последнего. Тимур не получил школьного образования и был
неграмотен, но кроме своего родного (тюркского) языка говорил
по-персидски и любил беседовать с учеными, в особенности слушать чтение
исторических сочинений; своими познаниями в истории он привел в
изумление величайшего из мусульманских историков, Ибн-Халдуна;
рассказами о доблестях исторических и легендарных героев Тимур
пользовался для воодушевления своих воинов. Постройки Тимура, в создании
которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нем редкий
художественный вкус. Тимур заботился преимущественно о процветании
своего родного Мавераннехра и о возвышении блеска своей столицы -
Самарканда, где были собраны из разных стран представители всех отраслей
искусства и науки; только в последние годы им принимались меры для
поднятия благосостояния других областей государства, преимущественно
пограничных (в 1398 году проведен новый оросительный канал в
Афганистане, в 1401 году - в Закавказье и т. д.).
В отношении Тимура к религии виден только политический расчет. Тимур
оказывал внешний почет богословам и отшельникам, не вмешивался в
управление имуществами духовенства, не допускал распространения ересей
(запрещение заниматься философией и логикой), заботился о соблюдении его
подданными предписаний религии (закрытие увеселительных заведений в
больших торговых городах, несмотря на крупный доход, доставлявшийся ими
казне), но лично не отказывал себе в запрещенных религией удовольствиях
и только во время предсмертной болезни велел разбить принадлежности
своих пиров. Чтобы оправдать свою жестокость религиозными мотивами,
Тимур в шиитском Хорасане и в прикаспийских областях выступал поборником
правоверия и истребителем еретиков, в Сирии - мстителем за обиды,
нанесенные семье пророка. Устройство военного и гражданского управления
определялось почти исключительно законами Чингиз-хана; впоследствии
богословские авторитеты отказывались признать Тимура правоверным
мусульманином, так как законы Чингиз-хана он ставил выше предписаний
религии. В жестокостях Тимура, кроме холодного расчета (как у
Чингиз-хана), проявляется болезненное, утонченное зверство, что, может
быть, следует объяснить физическими страданиями, которые он переносил
всю жизнь (после раны, полученной в Сеистане). Той же психической
ненормальностью страдали сыновья (кроме Шахруха) и внуки Тимура,
вследствие чего Тимур, в противоположность Чингиз-хану, не нашел в своих
потомках ни надежных помощников, ни продолжателей своего дела. Оно
оказалось, поэтому, еще менее долговечным, чем результат усилий
монгольского завоевателя. |