Теренций - древнеримский
комедиограф. Публий Теренций Афр родился в 195 году до н. э. в
Карфагене, в качестве раба был привезен в Рим, а затем отпущен на
свободу. Теренций сделался близким другом Сципиона Младшего, в чей
кружок входили государственные деятели и литераторы, желавшие
усовершенствовать латинский язык, придать ему отточенность и изящество.
Шесть комедий Теренция были поставлены с 166 по 160 года до н. э. Все
они - в жанре паллиаты, т.е., как и произведения Плавта, представляли
собой переделки из новой греческой комедии. Девушка с Андроса,
Самоистязатель, Евнух и Братья основаны на произведениях Менандра,
Формион и Свекровь - Аполлодора. В 160 году до н. э. Теренций предпринял
путешествие в Грецию, где умер в следующем году, возможно погиб в
кораблекрушении.
Комедии Теренция весьма отличаются по духу от произведений Плавта. Здесь
мало пения и танцев, нет грубоватого юмора и элементов фарса,
свойственных творчеству старшего комедиографа, язык менее энергичен и
стремителен, чем у Плавта, шутки и каламбуры встречаются намного реже.
Юмор Теренция - это не гиперболизация человеческих недостатков и не
потешные ситуации, а тот "осмысленный смех", который Дж. Мередит (Эссе о
комедии, 1897) считает типичным для Менандра и Мольера. Не обладая
широтой и разнообразием Плавта, Теренций гораздо тоньше прорабатывает
сюжет и характеры. В пьесах Теренция меньше взаимного обмана персонажей;
следуя за Менандром, он по большей части заставляет героев не признавать
или неверно узнавать друг друга, с узнаванием, наступающим в развязке.
Отцы героев ведут себя намного достойнее и разумнее, а если их иной раз
охватывает смятение или они не способны постичь происходящее, то это
всегда вытекает из ситуации. Одним из нововведений Теренция стало иное,
чем прежде, применение пролога. Плавт объясняет в своих прологах
ситуацию, в которой находятся герои комедии, и зачастую весело просит
публику о благосклонности. Теренций, напротив, избегает в прологах
каких-либо намеков на содержание пьесы, но целиком посвящает их защите
от нападок других драматургов, в особенности комедиографа Луция
Ланувина. Искусство Теренция в большей степени греческое, чем римское, в
его пьесах отсутствует италийский колорит Плавта, нет отсылок к
италийским местам или событиям. Теренций старался по возможности точно
воспроизвести мысль и стиль греческого подлинника. Как и Плавт, Теренций
оказал большое влияние на драматургов эпохи Возрождения.
|