Феогнид - древнегреческий
поэт. Феогнид Мегарский родился около 546 года до н. э. в Мегаре,
Греция. О жизни самого Феогнида нам известно не многое. Аристократ по
происхождению и убеждениям, он жил в период крупных общественных перемен
и долгой борьбы за власть, которая уже бесповоротно ускользала из рук
старой родовой аристократии. Заклятый враг демократии, Феогнид вынужден
был покинуть Мегару и удалиться в изгнание.
Под именем Феогнида сохранился сборник элегий, насчитывающий примерно
1400 стихов. Достаточно часто встречаются повторения, а иногда и
противоречия. Сборник открывают три обращения: к Аполлону, Артемиде,
Музам и Харитам - богиням красоты. До сих пор не удалось ни выявить
композиционные принципы сборника, ни разделить его на отдельные элегии.
Предположительно это конгломерат различных сентенций и произведений.
Тематически в нем можно выделить три основные группы мотивов. Наиболее
отчетливо прослеживается цикл элегий, адресованных молодому аристократу
Кирну. Феогнид излагает ему унаследованный от предков моральный кодекс
аристократа, верного идеалам своего класса. В основе кодекса лежит
деление всех людей согласно их происхождению на "хороших, благородных",
то есть аристократов, и "злых, подлых", к которым относятся все
остальные. Здесь еще нет представления о надклассовой этике. В
соответствии с этой терминологией, все пороки и недостатки Феогнид
механически приписывает "злым", а всю полноту достоинств и добродетелей
- "добрым". Первая заповедь аристократа - держаться вдали от "подлых" и
общаться исключительно с аристократами. Нужно переждать злые времена
демократического правления до того часа, когда придет избавитель и
вернет старый порядок. В одной из элегий к Кирну Феогнид вписал
собственное имя, то есть отметил ее "личной печатью", которая должна
была сохранить для потомства имя автора элегий и предотвратить изменение
их содержания. К этой группе мотивов тесно примыкает следующая,
прозванная "жалобами аристократа". Она состоит из разбросанных по всему
сборнику сетований на трудное материальное положение, просьб к Зевсу о
помощи, жалоб на новых правителей государства, аллегорически
представленного в образе ладьи, управляемой нерадивыми моряками, которую
носит по морю. Спасти государство Феогнид призывает не только
аристократов, но и "разумных подлых". И наконец, третью группу
составляют застольные мотивы: дружба, правила употребления вина, любовь,
молитвы перед пиром и во время него, а также застольные политические
беседы, в том числе угроза набега мидян. Отдельные элегии сборника,
сохранившегося под именем Феогнида, пели в Аттике во время пира на
протяжении многих десятилетий VI и V вв. до н. э. как сколии. Многие
античные писатели цитировали Фиогнида как моралиста, среди них Платон,
Ксенофонт, Аристотель.
|