Николай Степанович Гумилев
- русский поэт. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в
городе Кронштадте, в семье военного врача. В 1906 году получил аттестат
об окончании Николаевской царкосельской гимназии. В 1905 году увидел
свет первый сборник поэта "Путь конквистадоров", обративший на себя
внимание В. Я. Брюсова. В 1907 году Гумилев уезжает в Париж для
продолжения образования в Сорбонне, где слушает лекции по французской
литературе. Он с интересом следит за художественной жизнью Франции,
налаживает переписку с В. Я. Брюсовым, издает журнал "Сириус". В Париже
в 1908 году выходит второй сборник Гумилева "Романтические цветы".
Осенью 1908 года Гумилев совершает свою первую поездку в Африку, в
Египет. Африканский континент пленил поэта: он становится
первооткрывателем африканской темы в русской поэзии. Знакомство с
Африкой "изнутри" оказалось особенно плодотворным во время следующих
путешествий, зимой 1909-1910 и 1910-1911 гг. по Абиссинии, впечатления
от которых отразились в цикле "Абиссинские песни" (сборник "Чужое
небо"). С сентября 1909 года Гумилев стал слушателем
историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1910
году вышел сборник "Жемчуга" с посвящением "учителю" - В. Я. Брюсову.
Маститый поэт откликнулся рецензией, где замечал, что Гумилев "живет в
мире воображаемом и почти призрачном... он сам создает для себя страны и
населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями,
демонами". Гумилев не покидает героев своих ранних книг, однако они
заметно изменились. В его поэзии усиливается психологизм, вместо "масок"
предстают люди со своими характерами и страстями. Обращало на себя
внимание и то, с какой уверенностью шел поэт к овладению стихотворным
мастерством.
В начале 1910-х годов Гумилев - уже заметная фигура в петербургских
литературных кругах. Он входит в "молодую" редакцию журнала "Аполлон",
где регулярно печатает "Письма о русской поэзии" -
литературно-критические этюды, представляющие собой новый тип
"объективной" рецензии. В конце 1911 года он возглавил "Цех поэтов",
вокруг которого сформировалась группа единомышленников, и выступил
идейным вдохновителем нового литературного направления - акмеизма,
основные принципы которого были им провозглашены в статье-манифесте
"Наследие символизма и акмеизм". Поэтической иллюстрацией к
теоретическим выкладкам стал его сборник "Чужое небо" (1912) - вершина
"объективной" лирики Гумилева.
С началом первой мировой войны Гумилев уходит добровольцем на фронт. В
газете "Биржевые ведомости" он публикует хроникальные очерки "Записки
кавалериста". В 1916 году выходит книга "Колчан", отличающаяся от
предыдущих прежде всего расширением тематического диапазона. Итальянские
путевые зарисовки соседствуют с медитативными стихотворениями
философско-экзистенциального содержания. Здесь впервые начинает звучать
русская тема, душа поэта отзывается на боли родной страны, разоренной
войной. Его взгляд, обращенный к действительности, обретает способность
прозревать и сквозь нее. Стихотворения, вошедшие в сборник "Костер"
(1918), отразили напряженность духовных поисков поэта. Гумилев не был
очевидцем революционных событий 1917 года. В это время он в составе
русского экспедиционного корпуса находился за границей: в Париже, затем
в Лондоне. Его творческие искания этого периода отмечены интересом к
восточной культуре. Свой сборник "Фарфоровый павильон" (1918) Гумилев
составил из вольных переложений французских переводов китайской
классической поэзии (Ли Бо, Ду Фу и др.). "Ориентальный" стиль был
воспринят Гумилевым как своеобразная школа "словесной экономии",
поэтической "простоты, ясности и достоверности", что отвечало его
эстетическим установкам. Вернувшись в Россию в 1918 году, Гумилев сразу
же со свойственной ему энергией включается в литературную жизнь
Петрограда. Он входит в состав редколлегии издательства "Всемирная
литература", под его редакцией и в его переводе издаются вавилонский
эпос "Гильгамеш", произведения Р. Саути, Г. Гейне, С. Т. Колриджа. Он
читает лекции по теории стиха и перевода в различных учреждениях,
руководит студией молодых поэтов "Звучащая раковина". По словам одного
из современников поэта, критика А. Я. Левинсона, "молодые тянулись к
нему со всех сторон, с восхищением подчиняясь деспотизму молодого
мастера, владеющего философским камнем поэзии..." В январе 1921 года
Гумилев был избран председателем Петроградского отделения Союза поэтов.
В этом же году выходит последняя книга - "Огненный столп".
Жизнь Гумилева трагически прервалась: он был казнен в августе 1921 года
под Петроградом как участник контрреволюционного заговора, который, как
теперь стало известно, был сфабрикован. |