Лу Синь - китайский
писатель. Лу Синь (Чжоу Шужэня) родился 25 сентября 1881 года в
провинции Чжэцзян, городе Шаосин (Китай), в семье сельского
интеллигента. Рано лишившись отца, Лу Синь сам пробивает себе дорогу.
Учился сперва в мореходной школе, затем окончил горное училище и был
послан в Японию для завершения образования. Попав в Токио, меняет
профессию и, окончив медицинский институт в Сендай, становится врачом. В
начале Русско-японской войны Лу Синь выступает в качестве публициста.
Двадцати девяти лет, стесненный материальными условиями, возвращается в
Китай, становится преподавателем в средней школе своего родного города и
занимается переводами.
Революция 1911 года выносит Лу Синь на поверхность общественной жизни.
Национальное правительство назначает его советником при министерстве
народного просвещения в Пекин; здесь он получает ученую степень и
кафедру национальной литературы при Государственном университете. В 1918
году Лу Синь принимает участие в так называемой «литературной
революции», печатаясь в революционном журнале «Синь цин-нянь» (Новая
молодежь). Борясь за европеизацию китайского языка. В первый период
китайской революции 1925-1927 годов, к моменту Северной экспедиции
Кантонской армии, Лу Синь, не выдержав цензуры и притеснений
реакционного пекинского правительства, уезжает на революционный юг по
приглашению Кантонского университета, но непосредственного участия в
революции все же не принимает. После измены национальной буржуазии и
перехода ее на сторону империализма переходит к издательской работе,
учредив анонимное издательство «Вэй-мин шэ», ставящее задачей перевод
иностранной, в частности советской литературы. Этим издательством
выпущены сочинения Кропоткина, Лавренева, Горького, Серафимовича,
Фадеева, Гладкова и литературно-критические статьи Плеханова и Троцкого.
В переводе самого Лу-Синя опубликованы «Разгром» Фадеева, «Октябрь»
Яковлева и другие произведения советских писателей. Из оригинальных
художественных произведений Лу-Синя нужно отметить два сборника новелл:
«Нахань» (Крик), включающий рассказы периода 1918-1922 годов, и
«Пан-хуан» (Блуждания) периода 1924-1925 годов, а также шесть сборников
этюдов, стихотворений в прозе и писем, с преимущественно
публицистическим уклоном, - «Могильник», «Дикие травы», «Теплый ветер»,
«Цветной покров» (2 тт.), «Плоды давнишних достижений».
Натуралистически-импрессионистская сатира, характеризующая Лу-Синя,
идеологически связана с мелкобуржуазной интеллигенцией; основная
тематика его произведений - быт деревни, пролетариев и полупролетариев и
городской интеллигенции; он уделяет много места событиям периода
революции 1911 года, боксерскому восстанию, остро сатирическими красками
рисует темные стороны современности, но его протест не связан ни с
какими положительными выводами. Для этого у него нехватает
революционного мужества. Мелкобуржуазная сущность творчества Лу-Синя
ясно выступает в его произведениях «Крик» и «Блуждания».
Когда возникло в Китае пролетарское литературное движение, Лу Синь
отнесся к нему очень несерьезно, издеваясь над ним и считая его детской
болезнью. В редактируемом им журнале «Юй-сы» (Словесная нить) он вел
полемику с журналом «Творчество» и «Солнце». Из отдельных произведений
Лу-Синя наиболее известны рассказы: «Правдивая история А-кея», «Записки
сумасшедшего», «На показ», «Родина», «Лекарство». «Счастливая семья»,
«Одиночка». По своей идеологии Лу Синь - типичный мелкобуржуазный
радикал. Сыграв значительную роль в так называемой «литературной
революции», впервые внеся мотивы деревни в новую литературу и доказав
своими произведениями возможность художественного использования живого
языка вместо архаических форм старой письменности, Лу-Синь в своем
дальнейшем развитии отстал от бурных темпов китайской революционной
литературы, оставшись на анархическо-индивидуалистических позициях. Весь
период великой революционной волны 1925-1927 Лу Синь стоял в стороне от
нее, сохраняя позиции аполитичного художника. Однако период
гоминдановской реакции и новый революционный подъем обусловили собой
известный поворот в мировоззрении Лу Синя. С 1928 года Лу Синь
переживает резкий перелом. Он основал «Лигу свободы», которая сыграла
известную роль в революционном движении, особенно среди интеллигенции. В
феврале 1930 года Лу Синь выпустил вместе с 50 другими представителями
литературного мира и интеллигенции воззвание от имени «Лиги свободы»
против гоминдановского режима. Он редактировал журнал «Мон-Я» и др.,
которые были запрещены гоминдановскими властями и английскими
империалистами.
Лу Синь принимает активное участие в деятельности писательских
организаций, в 1931 году избирается руководителем Лиги левых писателей
Китая; работает на переводом романа А. Фадеева "Разгром". В 1931-1934
гг. выходит в свет серия книг Лу Синя: "Инакомыслящие" и "Книга о ложной
свободе", "Северные пески на южный лад" и "О погоде болтать не
разрешается", в которых собраны публицистические произведения Лу Синя за
этот период. Говоря о публицистическом наследии Лу Синя (десять
сборников), необходимо отметить разнообразную тематику его работ; трудно
найти область общественной жизни китайского народа, о которой не писал
бы Лу Синь. Мастерски владея искусством полемики, он достаточно резок в
постановке проблем, непреклонен в поиске решений. В 1936 году, незадолго
до своей кончины, Лу Синь пишет сатирические сказки, объединенные в
сборнике "Старые легенды в новой редакции", работает над переводом поэмы
"Мертвые души" Н. Гоголя. Лу Синь заболевает туберкулезом и 19 октября
1936 года умирает в Шанхае. |