Всадники - это не просто
конники: так называлось в Афинах целое сословие - те, у кого хватало
денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели за
городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины
были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством. Поэт Аристофан
хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Они
выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных
деревянных лошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию
на афинскую политическую жизнь. Хозяин государства - старик Народ,
дряхлый, ленивый и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые
политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее. На сцене их четверо:
двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник
(настоящее имя ему Клеон), а четвертого зовут Колбасник (этого главного
героя Аристофан выдумал сам). Для мирной агитации время было трудное.
Никий и Демосфен (не комедийные, а настоящие афинские полководцы; не
путайте этого Демосфена с одноименным знаменитым оратором, который жил
на сто лет позже) только что возле города Пилоса взяли в окружение
большое спартанское войско, но разбить и захватить в плен его не могли.
Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного мира. А
противник их Клеон (он и вправду был ремесленником-кожевником) требовал
добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили
ему самому принять командование - в надежде, что он, никогда не
воевавший, потерпит поражение и сойдет со сцены. Но случилась
неожиданность: Клеон одержал при Пилосе победу, привел спартанских
пленников в Афины, и после этого от него в политике уже совсем не стало
проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и обличать его, тому сразу
напоминали: «А Пилос? а Пилос?» - и приходилось умолкать. И вот
Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот «Пилос», чтобы
при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу,
а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.
Итак, на сцене - дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два
его раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а
теперь их оттер новый раб, негодяй кожевник. Они двое заварили славную
кашу в Пилосе, а он выхватил ее у них из-под носа и поднес Народу. Тот
хлебает, а кожевнику бросает все лакомые кусочки. Что делать? Посмотрим
в древних предсказаниях! Война - время тревожное, суеверное, люди во
множестве вспоминали (или выдумывали) старинные темные пророчества и
толковали их применительно к нынешним обстоятельствам. Пока кожевник
спит, украдем у него из-под подушки самое главное пророчество! Украли;
там написано: «Худшее побеждается только худшим: будет в Афинах
канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его
колбасник». Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у власти;
теперь стоит кожевник; надо искать колбасника. Вот и колбасник с мясным
лотком. «Ты ученый?» - «Только колотушками». - «Чему учился?» - «Красть
и отпираться». - «Чем живешь?» - «И передом, и задом, и колбасами». -
«О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними всеми
быть правителем? Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на
казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?» - «Да я
низкого рода!» - «Тем лучше!» - «Да я почти неграмотен!» - «То-то и
хорошо!» - «А что надо делать?» - «То же, что и с колбасами: покруче
замешивай, покрепче подсаливай, польстивей подслащивай, погромче
выкликивай». - «А кто поможет?» - «Всадники!» На деревянных лошадках на
сцену въезжают всадники, преследуя Клеона-кожевника. «Вот твой враг:
превзойди его бахвальством, и отечество - твое!»
Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками. «Ты кожевник,
ты мошенник, все твои подметки - гниль!» - «А зато я целый Пилос
проглотил одним глотком!» - «Но сперва набил утробу всей афинскою
казной!» - «Сам колбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!» - «Как ни
силься, как ни дуйся, все равно перекричу!» Хор комментирует,
подзуживает, поминает добрые нравы отцов и нахваливает гражданам лучшие
намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинители комедий, но
один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во
всех старинных комедиях. Но это - присказка, главное впереди. На шум из
дома заплетающейся походкой выходит старый Народ: кто из соперников
больше его любит? «Если я тебя не люблю, пусть меня раскроят на ремни!»
- кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на фарш!» - кричит колбасник.
«Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» - «Чтобы ты, Народ,
страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» - «Вспомни, Народ,
от скольких заговоров я тебя спас!» - «Не верь ему, это сам он мутил
воду, чтобы рыбку половить!» - «Вот тебе моя овчина греть старые кости!»
- «А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!»
- «У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!» - «А у меня целый
сарай!» Один за другим читают эти пророчества - высокопарный набор
бессмысленных слов - и один за другим их толкуют самым фантастическим
образом: каждый на пользу себе и во зло противнику. Конечно, у
колбасника это получается гораздо интересней. Когда кончаются
пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки - и тоже с самыми
неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до
присловья: «Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в
Греции действительно было три города под таким названием), следует куча
непереводимых каламбуров на слово «Пилос». И готово - цель Аристофана
достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этот Клеонов «Пилос» без
веселого хохота. «Вот тебе, Народ, от меня похлебка!» - «А от меня
каша!» - «А от меня пирог!» - «А от меня вино!» - «А от меня жаркое!» -
«Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!» - «Где?
где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасник подхватывает его
жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» -
«А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» - «Не
важно, кто зажарил, - честь поднесшему!» - провозглашает Народ.
Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советником
Народа. Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в
поношение такого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то
казнокрада, всех - под собственными именами.
Развязка - сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика
в котел с зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за
сценою и колбасник бросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит
оттуда молодым и цветущим. Они шествуют по сцене, и Народ величественно
объявляет, как теперь хорошо будет житься хорошим людям и как поделом
поплатятся дурные (и такой-то, и такой-то, и такой-то), а хор радуется,
что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирно
и сытно. |