Эмили Дикинсон -
американская поэтесса. Эмили Элизабет Дикинсон родилась 10 декабря 1830
года в Амхерсте, штат Массачусетс. Никогда не покидала родного города.
Живя вдали от культурных центров, не была знакома ни с кем из известных
писателей своего времени. Близкие отношения сохраняла только с
несколькими друзьями и многочисленными родственниками. До 25 лет вела
жизнь, типичную для молодой девушки ее времени. Замуж не выходила и, по
обычаю старых дев, постепенно отдалилась от общества. К 1860-м годам
Дикинсон стала почти затворницей, а после 1870-х годов и вовсе не
покидала дом. Вероятно, такую форму приняло у нее стремление всякого
художника к уединению, поскольку именно тогда она всерьез посвятила себя
поэзии. Нельзя исключать и того, что в ее отказе от мирской суеты были
элементы религиозного отшельничества. Единственным из литераторов, с кем
она поддерживала отношения, был писатель и критик Т. У. Хиггинсон.
Знакомясь с полным собранием ее лирики (1775 произведений), убеждаешься,
что только около десятой их части являются настоящими произведениями
искусства, а 25-50 из них можно причислить к шедеврам. Это небольшие
стихотворения, поражающие красотой формы и богатством мысли. Дикинсон
варьирует в своем творчестве несколько основных тем, и ее произведения
можно разделить на 4 группы. Первую составляют стихотворения, в которых
идет речь о принципах ее художественного творчества (стратегия мысли,
воплощение ее в слове, соотношение «периферии» и «центра» в иерархии
важных поэтических тем) и о восприятии поэтессой мира, т.е. о том, что в
этом мире является для нее поэтически ценным. Она открывает читателю,
какие стихи ей хочется писать и как их надо воспринимать. С последним
пунктом ее эстетической теории - художественным восприятием - связана
вторая группа стихотворений, посвященных природе. В самых простых из них
делается попытка охватить все многообразие природных форм и явлений;
когда выясняется, что это практически невозможно, она создает цикл более
сложных произведений об исчезновении этих форм; далее, открыв для себя,
что главное свойство материи - движение, она пишет ряд оригинальных
стихотворений, в которых природа представлена как процесс. Если внешний
мир ускользает от поэта, Дикинсон возвращается к своей единственной
реальности - внутреннему миру, о чем свидетельствует третья группа ее
стихотворений, где нашли воплощение два полюса человеческих эмоций -
экстаз и отчаяние, они гораздо продуктивнее поэтически, нежели чувства
более умеренные. Наконец, поскольку экстаз и отчаяние неотделимы от
духовных устремлений личности и ее ожидания неотвратимого конца, они
неизбежно вводят в творчество Дикинсон еще одну тему - надежду человека
на бессмертие, и стихотворения этого раздела составляют вершину
творчества поэтессы.
Умерла Эмили Элизабет Дикинсон в Амхерсте 15 мая 1886 года. |