В холодный ноябрьский вечер 1851 года Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама
Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает
гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или
убить мятежного наиба.
В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от
аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с унтер-офицером
Пановым. Один из них, весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому
пропил однажды ротные деньги, и в который раз рассказывает, что пошел в
солдаты по просьбе матери, вместо семейного брата.
На этот караул выходят посланники Хаджи-Мурата. Провожая чеченцев в
крепость, к князю Воронцову, веселый Авдеев расспрашивает об их женах, о
детях и заключает: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята
хорошие».
Полковой командир Куринского полка, сын главнокомандующего,
флигель-адъютант князь Воронцов живет в одном из лучших домов крепости с
женой Марьей Васильевной, знаменитой петербургской красавицей, и её
маленьким сыном от первого брака. Несмотря на то что жизнь князя
поражает обитателей маленькой кавказской крепости своей роскошью,
супругам Воронцовым кажется, что они терпят здесь большие лишения.
Известие о выходе Хаджи-Мурата застает их за игрой в карты с полковыми
офицерами.
Этой же ночью жители аула Махкет, для очистки себя перед Шамилем,
пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь, тот прорывается со своим
мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные мюриды - аварец Ханефи и
чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что ответит князь Воронцов
на его предложение выйти к русским и начать на их стороне борьбу против
Шамиля. Он, как всегда, верит в свое счастье и в то, что на этот раз все
удается ему, как это всегда бывало прежде. Вернувшийся посланник
Хан-Магома сообщает, что князь обещал принять Хаджи-Мурата как дорого
гостя.
Рано утром две роты Куринского полка выходят на рубку леса. Ротные
офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю смерть в бою генерала Слепцова.
При этом разговоре никто из них не видит важнейшего - окончания
человеческой жизни и возвращения её к тому источнику, из которого она
вышла, - а видят только воинскую лихость молодого генерала. Во время
выхода Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом смертельно ранят
веселого солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не успев получить
письмо матери о том, что жена его ушла из дому.
Всех русских, впервые видящих «страшного горца», поражает его добрая,
почти детская улыбка, чувство собственного достоинства и то внимание,
проницательность и спокойствие, с которыми он смотрит на окружающих.
Прием князя Воронцова в крепости Воздвиженской оказывается лучше, чем
ожидал Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет князю. Он требует, чтобы
его отправили к самому главнокомандующему, старому князю Воронцову, в
Тифлис.
Во время встречи в Тифлисе Воронцов-отец прекрасно понимает, что не
должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата, потому что тот всегда
останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь покоряется
обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что хитрый князь
видит его насквозь. При этом оба говорят друг другу совсем
противоположное своему пониманию - то, что необходимо для успеха
переговоров. Хаджи-Мурат уверяет, что будет верно служить русскому царю,
чтобы отомстить Шамилю, и ручается, что сможет поднять против имама весь
Дагестан. Но для этого надо, чтобы русские выкупили из плена семью
Хаджи-Мурата, Главнокомандующий обещает подумать об этом.
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, посещает театр и бал, все более отвергая в
душе образ жизни русских. Он рассказывает приставленному к нему
адъютанту Воронцова Лорис-Меликову историю своей жизни и вражды с
Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств, совершаемых
по закону кровной мести и по праву сильного. Лорис-Меликов наблюдает и
за мюридами Хаджи-Мурата. Один из них, Гамзало, продолжает считать
Шамиля святым и ненавидит всех русских. Другой, Хан-Магома, вышел к
русским только из-за того, что легко играет своею и чужими жизнями; так
же легко он может в любой момент вернуться к Шамилю. Элдар и Ханефи без
рассуждения повинуются Хаджи-Мурату.
Пока Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, по распоряжению императора Николая
I в январе 1852 года предпринимается набег в Чечню. В нем принимает
участие и недавно перешедший из гвардии молодой офицер Бутлер. Он ушел
из гвардии из-за карточного проигрыша и радуется теперь хорошей,
молодецкой жизни на Кавказе, стараясь сохранить свое поэтическое
представление о войне. Во время набега разорен аул Махкет, штыком в
спину убит подросток, бессмысленно загажены мечеть и фонтан. Видя все
это, чеченцы испытывают к русским даже не ненависть, а только
гадливость, недоумение и желание истребить их, как крыс или ядовитых
пауков. Жители аула просят Шамиля о помощи.
Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Здесь ему позволяют иметь
сношения с горцами через лазутчиков, но он не может выезжать из крепости
иначе как с конвоем казаков. Его семья содержится в это время под
стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о своей участи. Шамиль
требует, чтобы Хаджи-Мурат вышел к нему назад до праздника байрама, в
противном случае угрожает отдать мать его, старуху Патимат, по аулам и
ослепить любимого сына Юсуфа.
Неделю Хаджи-Мурат живет в крепости, в доме майора Петрова. Сожительница
майора, Марья Дмитриевна, проникается уважением к Хаджи-Мурату, чье
обхождение заметно отличается от грубости и пьянства, принятых среди
полковых офицеров. Между офицером Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается
дружба. Бутлера охватывает «поэзия особенной, энергической горской
жизни», ощутимая в горских песнях, которые поет Ханефи. Особенно
поражает русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата - о неотвратимости
кровной мести. Вскоре Бутлер становится свидетелем того, как спокойно
Хаджи-Мурат воспринимает попытку кровной мести ему самому со стороны
кумыцкого князя Арслан-Хана.
Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведет в Чечне, не имеют
успеха. Он возвращается в Тифлис, затем переезжает в небольшой городок
Нуху, надеясь хитростью или силой все же вырвать семью у Шамиля. Он
числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день. Но
теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать его семью,
Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в жизни. Он все
чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец он решает
бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или
освободить семью.
Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе со своими мюридами
безжалостно убивает конвойных казаков. Он рассчитывает перейти реку
Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удается верхом
пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает его, в
неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.
Последние воспоминания о семье пробегают в его воображении, не вызывая
более никакого чувства; но сражается он до последнего дыхания.
Отсеченную от изуродованного тела голову Хаджи-Мурата возят по
крепостям. В Грозной её показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне, и они
видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют детское доброе
выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью «живорезов»,
убивших её недавнего постояльца и не предавших его тело земле.
История Хаджи-Мурата, присущие ему сила жизни и несгибаемость
вспоминаются при взгляде на цветок репейника, в полном цвету
раздавленный людьми посреди вспаханного поля. |