Западное побережье Норвегии. Пасмурная погода, утренняя полумгла. Бранд,
мужчина средних лет в черной одежде и с ранцем за плечами, пробирается
по горам на запад к фьорду, где лежит его родная деревня. Бранда
удерживают попутчики - крестьянин с сыном. Они доказывают - прямой путь
через горы смертельно опасен, нужно идти в обход! Но Бранд не желает их
слушать. Он стыдит крестьянина за малодушие - у того при смерти дочь,
она ждет его, а отец медлит, выбирая кружную дорогу. Что бы он отдал за
то, чтобы его дочь умерла спокойно? 200 талеров? Все имущество? А жизнь?
Если он не согласен отдать жизнь, все остальные жертвы не в счет. Все
иди ничего! Таков идеал, отвергаемый погрязшими в компромиссах
соотечественниками!
Бранд вырывается из рук крестьянина, и идет через горы. Как по
волшебству, тучи рассеиваются, и Бранд видит молодых влюбленных - они
тоже торопятся к фьорду. Недавно познакомившиеся Агнес и художник Эйнар
решили соединить свои жизни, они наслаждаются любовью, музыкой,
искусством, общением с друзьями. Их восторги у встречного сочувствия не
вызывают. По его мнению, жизнь в Норвегии не так хороша. Повсюду парят
пассивность и малодушие. Люди потеряли цельность натуры, их Бог ныне
смахивает на лысенького старичка в очках, снисходительно взирающего на
лень, ложь и приспособленчество. Бранд, теолог по образованию, верует в
Бога иного - молодого и энергичного, карающего за недостаток воли.
Главное для него - становление нового человека, сильной и волевой
личности, отвергающей сделки с совестью.
Эйнар наконец узнает в Бранде товарища школьных лет. Прямолинейность и
пылкость его рассуждений действуют отталкивающе — в теориях Бранда нет
места простодушной радости или милосердию, напротив, он обличает их как
расслабляющие человека начала. Встретившиеся расходятся по разным
тропинкам - они увидятся позже на берегу фьорда, откуда продолжат путь
на пароходе.
Неподалеку от деревни Бранда ожидает еще одна встреча - с безумной Герд,
девушкой, которую преследует навязчивая идея о подстерегающем её повсюду
страшном ястребе; спасение от него она находит только в горах на леднике
- в месте, которое называет «снежной церковью». Деревню внизу Герд не
любит: там, по её словам, «душно и тесно». Расставшись с ней, Бранд
суммирует дорожные впечатления: за нового человека ему придется бороться
с тремя «троллями» (чудовищами) - тугомыслием (накатанной рутиной быта),
легкомыслием (бездумным наслаждением) и бессмыслицей (полным разрывом с
людьми и разумом).
После многих лет отсутствия все в деревне кажется Бранду маленьким.
Жителей он застает в беде: в деревне - голод. Местный администратор
(Фогт) раздает нуждающимся продукты. Подойдя к собравшимся, Бранд, как
всегда, высказывает неординарное мнение: положение голодающих не так уж
и плохо - им предстоит борьба за выживание, а не мертвящая дух
праздность. Жители деревни едва не бьют его за глумление над их
несчастьем, но Бранд доказывает, что имеет моральное право относиться к
другим свысока - только он вызывается помочь умирающему, который не
вынес вида своих голодных детей и в приступе помешательства убил
младшего сына, а затем, осознав, что натворил, попытался наложить на
себя руки и теперь лежит при смерти в своем доме на другом берегу
фьорда. Добраться туда не рискует никто - во фьорде бушует шторм. Помочь
Бранду при переправе осмеливается лишь Агнес. Ее поражает сила его
характера, и она, вопреки призывам Эйнара вернуться к нему или хотя бы к
родителям, решает разделить судьбу с Брандом. Местные жители, тоже
убедившиеся в твердости его духа, просят Бранда стать их священником.
Но Бранд предъявляет к ним очень высокие требования. Его любимый девиз
«все или ничего» так же бескомпромиссен, как известная латинская
пословица: «Пусть погибнет мир, но восторжествует справедливость». Новый
священник обличает даже свою старуху мать - за её расчетливость и
стяжательство. Он отказывает ей в причастии, покуда она не раскается и
не раздаст бедным нажитое ею и столь любимое имущество. Находясь при
смерти, мать посылает за сыном несколько раз: она просит его прийти,
обещая сначала раздать половину, потом - девять десятых всего, чем
владеет. Но Бранд не соглашается. Он страдает, но против своих убеждений
пойти не может.
Не менее требователен он и к самому себе. В дом под скалой, где они
прожили с Агнес вот уже три года, редко заглядывает солнце, и их сын
незаметно чахнет. Доктор советует: чтобы спасти Альфа, нужно немедленно
переехать в другую местность. О том, чтобы остаться, не может идти и
речи. И Бранд готов уехать. «Может быть, и к другим Бранду не стоит быть
слишком строгим?» - спрашивает у него доктор. О долге напоминает Бранду
и один из его прихожан: люди в деревне ныне живут по иным, более честным
правилам, они не верят интригану-Фогту, распространяющему слухи, что
Бранд уедет сразу, как только получит наследство матери. Бранд нужен
людям, и он, приняв невыносимо тяжелое решение, заставляет согласиться с
ним Агнес.
Альф умер. Горе Агнес безмерно, она постоянно чувствует отсутствие сына.
Единственное, что у нее осталось, - это вещи и игрушки ребенка. Внезапно
ворвавшаяся в пасторский дом цыганка требует, чтобы Агнес поделилась с
ней своим богатством. И Бранд приказывает отдать вещи Альфа - все до
единой! Однажды увидевшая ребенка Агнес и Бранда, безумная Герд сказала:
«Альф - идол!» Свое и Агнес горе Бранд считает идолопоклонством. В самом
деле, разве они не упиваются своим горем и не находят в нем извращенного
наслаждения? Агнес смиряется с волей мужа и отдает припрятанный у нее
последний детский чепчик. Теперь у нее не осталось ничего, кроме мужа.
Она не находит утешения в вере - их с Брандом Бог слишком суров, вера в
него требует все новых и новых жертв, а церковь внизу в деревне тесна.
Бранд цепляется за случайно оброненное слово. Он построит новую,
просторную и высокую церковь, достойную проповедуемого им нового
человека. Фогт всячески препятствует ему, у него свои планы более
утилитарного свойства («Работный дом построим в соединении с арестным
домом, и флигелем для сходок, заседаний и празднеств вкупе с сумасшедшим
домом»), к тому же фогт против сноса старой церкви, которую считает
памятником культуры. Узнав, что строить Бранд собирается на собственные
деньги, фогт меняет свое мнение: он всячески хвалит смелость предприятия
Бранда, а старую церковь-развалюху отныне считает опасной для посещений.
Проходит еще несколько лет. Новая церковь построена, но к этому времени
Агнес уже нет в живых, и церемония освящения церкви воодушевления у
Бранда не вызывает. Когда же важный церковный чиновник заводит с ним
речь о сотрудничестве церкви и государства и сулит ему награды и
почести, Бранд не испытывает ничего, кроме отвращения. Он закрывает
здание на замок, а собравшихся прихожан увлекает в горы - в поход за
новым идеалом: их храмом отныне будет весь земной мир! Идеалы, однако,
даже когда они точно сформулированы (чего Ибсен в поэме намеренно
избегает), всегда абстрактны, в то время как достижение их всегда
конкретно. На вторые сутки похода прихожане Бранда посбивали ноги,
устали, оголодали и отчаялись. Поэтому они легко дают обмануть себя
фогту, сообщающему им, что в их фьорд вошли огромные косяки сельди.
Бывшие приверженцы Бранда мгновенно убеждают себя, что они им обмануты,
и - вполне логично - побивают его камнями. Что ж, сетует Бранд, таковы
переменчивые норвежцы - еще совсем недавно они клялись, что помогут
своим соседям датчанам в войне с угрожающей им Пруссией, но позорно их
обманули (имеется в виду датско-прусский военный конфликт 1864 года)!
Оставшийся один в горах, Бранд продолжает свой путь. Невидимый хор
внушает ему мысль о тщетности человеческих устремлений и
бесперспективности спора с Дьяволом или с Богом («можешь противиться,
можешь смириться - ты осужден, человек!»). Бранд тоскует по Агнес и
Альфу, и тут судьба преподносит ему еще одно испытание. Бранду является
видение Агнес: она утешает его - серьезных причин для отчаяния нет, все
опять хорошо, она с ним, Альф вырос и стал здоровым юношей, на своем
месте в деревне стоит и их маленькая старая церковь. Испытания, через
которые прошел Бранд, ему только привиделись в страшном кошмаре.
Достаточно отказаться от трех ненавистных ей, Агнес, слов, и кошмар
развеется (три слова, девиз Бранда - «все или ничего» ). Бранд
выдерживает испытание, он не предаст ни своих идеалов, ни прожитой жизни
и её страданий. Если нужно, он готов повторить свой путь. Вместо ответа
из тумана, где только что было видение, звучит пронзительное: «Миру не
нужен - умри же!»
Бранд снова один. Но его находит безумная Герд, она приводит Бранда в
«снежную церковь». Здесь на страдальца наконец-то нисходит благодать
милосердия и любви. Но Герд уже видела на вершине врага - ястреба и
стреляет в него. Сходит лавина. Увлекаемый снегом Бранд успевает задать
мирозданию последний вопрос: в самом ли деле человеческая воля так же
ничтожна, как песчинка на мощной деснице Господа? Сквозь раскаты грома
Бранд слышит Голос: «Бог, Он - deus caritatis!» Deus caritatis означает
«Бог Милостивый». |