Александр Николаевич
Островский - русский драматический писатель. Александр Николаевич
Островский родился 31 марта 1823 года в Москве, в семье
чиновника-юриста. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье.
Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840) и на
юридическом факультете Московского университета (1840-1843; не окончил).
Служба в московских судах (1843-1851) многое дала Островскому как
писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены
влиянием натуральной школы ("Записки замоскворецкого жителя", 1847). В
том же году в "Московском городском листке" было опубликовано его первое
драматическое произведение "Картина семейного счастья". Литературная
известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия
"Свои люди - сочтемся!".
В своих литературных дебютах Островский придерживался направления,
которое сам определил как обличительное, "нравственно-общественное". Быт
купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им
представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность
социально-бытовых картин, юмор, красочный язык - первые завоевания
реализма молодого Островского. В комедии "Бедная невеста" (1851)
драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из
чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило,
в консервативном журнале "Москвитянин", в котором Островский особенно
активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 годах;
некоторое время он входил в т. н. "молодую редакцию" журнала, с ее
членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого
кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского "Не
в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи,
как хочется" (1854) зазвучали мотивы идеализации русской
патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критический
пафос Островского. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски
положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные
характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая
техника Островского. Начиная с комедии "Не в свои сани не садись",
поставленной в 1853 году Московской драматической труппой на сценической
площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают
репертуар: в течение более чем трех десятилетий почти каждый сезон в
московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен
постановкой его новой пьесы.
С 1856 года Островский - постоянный сотрудник журнала "Современник" -
сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы
общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь
усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится
драматизм конфликтов. В комедии "В чужом пиру похмелье" (1855) не только
создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова - воплощение темной и
грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово
"самодур", закрепившееся за целой галереей типов Островского. Комедия
"Доходное место" (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее
нормой жизни; пьеса "Воспитанница" (1858) была живым протестом против
угнетения личности. Достижения этой поры творчества Островского
увенчивала драма "Гроза" (1859), навеянная, в частности, впечатлениями
автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857 годах. В
"Грозе" Островский - сатирик и "бытовик" - рисует затхлую атмосферу
провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и
"старших". В 1860-х годах Островский, верный открытой им теме, продолжал
писать бытовые комедии и драмы ("Тяжелые дни", 1863, "Шутники", 1864,
"Пучина", 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие
уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский
обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической
теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл
исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция
1866), "Воевода" (1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и
Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866).
Период творческого подъема Островского переживает с конца 1860-х годов,
когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной
России. Почти все драматические сочинения Островского 1870-х и начала
1880-х годов печатались в журнале "Отечественные записки". В блестящем
цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно простоты"
(1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870),
"Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы
новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов
и "европеизированных" купцов. В последние годы творчества Островский
создал значительные социально-психологические драмы и комедии о
трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире
цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878,
"Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и
новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях
предвосхищающие пьесы Антона Чехова: сохраняя характерные черты своей
драматургии, Островский стремится воплотить "внутреннюю борьбу" в
"интеллигентной, тонкой комедии".
Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой
важнейший этап в развитии русского национального театра. Умер Александр
Николаевич Островский 2 июня 1886 года у себя в имении Щелыково
Костромской губернии. |