Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев -
владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где
проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней
сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет.
Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками,
среди которых выделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом «из-за
куска хлеба» у Крахоткина, но сумевший всецело подчинить своему влиянию
генеральшу и её свиту из «перезрелых» девиц благодаря чтению им
«душеспасительных книг», толкованию «христианских добродетелей», снов,
«мастерскому» осуждению ближних, а также безудержному самовосхвалению.
«Олицетворение самолюбия самого безграничного», «загноившегося» из-за
прежних унижений и «выдавливающего из себя зависть и яд при каждой
встрече, при каждой чужой удаче», ничтожество Опискин находит в доме
Ростанева идеальные условия для проявления своей натуры. Добрейший,
совестливый, уступчивый, склонный к самообвинению хозяин Степанчикова по
своему характеру не способен утвердить собственные достоинство,
независимость и интересы. Главное его стремление - мир и «всеобщее
счастье» в доме; довольство окружающих — глубокая душевная потребность,
ради которой он готов жертвовать почти всем. Убежденный в доброте и
благородстве человеческой природы, он бесконечно оправдывает даже самые
дурные, эгоистические поступки людей, не хочет верить в злые замыслы и
побуждения. В итоге полковник оказывается жертвой моральной тирании
своего приживальщика и самодурки матери, обращающихся с ним, как с
провинившимся ребенком. «Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет».
Ростанев же почитает обоих наглецов людьми «высших качеств» и
возвышенного благородства.
Теперь Фома с генеральшей хотят принудить полковника к браку с
немолодой, но очень богатой девушкой Татьяной Ивановной, приглашенной с
этой целью погостить в Степанчиково. Это доброе простодушное создание
всего лишь игрушка в руках интриганов. Неожиданно вознесенная богатым
наследством из унизительного прозябания, она «тронулась» умом. «Мания к
амурным делам» делает её поведение смешным и странным; любой проходимец
с помощью дешевых «романических» эффектов может завлечь, обобрать и
бросить её. Жалея Татьяну Ивановну, Ростанев, однако, противится планам
обогащения своих домашних, так как влюблен в молоденькую гувернантку
своих детей Настасью Евграфовну Ежевикину. Девушка из бедной семьи, она
получила воспитание и образование за счет полковника, прежде любившего
её как дочь. Настя и сама сердечно привязана к отцу Сашеньки и Илюши. Но
оба не признаются себе и друг другу в своей любви: Ростанев - из-за
разницы в возрасте, Настя - из-за разницы в социальном положении. Тем не
менее уже полгода их взаимная симпатия не секрет для соглядатаев,
почуявших угрозу своему господству. В самом деле, Настя, в отличие от
старшего друга, открыто возмущается тиранией и выходками Опискина и явно
не потерпит подобного, став хозяйкой Степанчикова. Наглецы требуют
позорного изгнания девушки из дому, прикрываясь бессовестной демагогией
о «феноменальном сластолюбии» на деле деликатного и целомудренного
Ростанева и заботой о нравственности Насти, якобы дурно влияющей на
детей. Готовый на бесконечные уступки, в этом вопросе полковник
проявляет некоторую твердость: решает выдать Настеньку замуж за своего
двадцатидвухлетнего племянника Сергея Александровича, недавно
окончившего университет, и вызывает его письмом из Петербурга Юноша тоже
учился на средства любящего дяди, который теперь мечтает о счастливой
совместной жизни в деревне с обоими своими воспитанниками.
Приехавший в Степанчиково ранним июльским утром петербуржец находит
здесь настоящий «сумасшедший дом». Богач хозяин трепещет перед нищим
приживальщиком, боясь его «обидеть» своим превосходством. Он втайне
встречается со своими же крепостными, прослышавшими о намерении
«подарить» их деспоту Опискину. Они в отчаянии умоляют барина не давать
их в «обиду». Тот соглашается, удивляясь, почему Фома, заставляющий
крестьян учить французский язык и астрономию, им «так не мил». Сергей
Александрович, подобно дяде, вначале подозревает в Опискине «натуру
необыкновенную», но «озлобленную» обстоятельствами и мечтает «примирить
его с человеком» уважением и добротой. Переодевшись, он идет в чайную,
где собралось все общество: генеральша с дочерью и приживалками, бедный
молодой человек Обноскин с матерью, бедный родственник.
Мизинчиков, Татьяна Ивановна, Настя и дети. Фомы нет, так как; он
«сердится» на Ростанева за неуступчивость в вопросе о женитьбе.
«Сердятся» и другие домашние, обвиняющие полковника вслух в «мрачном
эгоизме», «убийстве маменьки» и прочем вздоре. Добряк же всерьез
переживает и неловко оправдывается. Одна Саша говорит об Опискине
правду: «он глуп, капризен, замарашка, неблагодарный, жестокосердный,
тиран, сплетник, лгунишка», «всех нас съест». Претендующий на
необыкновенный ум, талант и знания, Опискин к тому же ревнует к
«ученому» племяннику Ростанева, в результате чего бедный приезжий
подвергается крайне нелюбезному приему у генеральши.
Наконец Фома входит: это «плюгавенький человечек» «лет под пятьдесят», с
ханжескими манерами и «нахальной самоуверенностью» на лице. Все
заискивают перед ним. Он же начинает издеваться над дворовым мальчиком
Фалалеем, попавшим к нему в немилость из-за своей красоты и расположения
к себе генеральши. Отчаявшись выучить Фалалея по-французски, Фома решает
«облагородить» его сны. Не умеющему соврать Фалалею все время снится
«грубый, мужицкий» сон «про белого быка», в чем Фома усматривает
«растлевающее» влияние Ростанева. Накануне Опискину удалось поймать свою
жертву на другом «преступлении» - исполнении «неприличного» танца про
комаринского мужика. Истязатель с наслаждением попирает «живой бифстекс»
на том основании, что знает «Русь» и «Русь» его «знает». Пытающегося
вмешаться в «ученый» разговор полковника грубо обрывает и прилюдно
отчитывает: «Занимайтесь хозяйством, пейте чай, но оставьте литературу в
покое». Сам Фома мнит себя писателем в преддверии всероссийской «славы».
Далее он куражится над камердинером Гаврилой, заставляя его при всех
отвечать по-французски. Это смешно, и бедная «ворона» не выдерживает:
«такого сраму, как теперь, отродясь над собой не видывал!» Возмущенный
«бунтом» Фома, взвизгнув, убегает. Все идут его утешать.
В саду Сергей Александрович встречается со своей предполагаемой
невестой, получает отказ и узнает о её намерении в тот же день покинуть
Степанчиково. Из окон слышны звуки скандала. Полковник не желает
уступить Настю и решает расстаться с Опискиным «благородным образом, без
всякого унижения» для последнего. Во время разговора наедине в чайной он
великодушно предлагает Фоме пятнадцать тысяч и обещает купить для него
домик в городе. Опискин же разбрасывает деньги, прикидываясь неподкупной
добродетелью. Полковник, оказывается, попрекает его куском хлеба и
тщеславится своим богатством. Бедный Ростанев кается, умоляет о
прощении. Оно возможно лишь при условии, что он смирит свою «гордыню» и
назовет приживальщика «вашим превосходительством», то есть признает его
достойным «генеральского сана». Несчастный добряк идет и на это
унижение. Ненадолго умиротворенный Фома «прощает» его и Гаврилу.
Поздно вечером во флигель к Сергею Александровичу приходит Мизинчиков в
тщетной надежде обрести в юноше платного помощника. Его «идея»
заключается в увозе Татьяны Ивановны, женитьбе на ней и овладении её
деньгами. Кстати, это избавит Ростанева от нежеланного брака. Мизинчиков
обещает поступить с больной женщиной гуманно, предоставив ей достойную
жизнь и душевное спокойствие. Правда, он боится, что его опередит
Обноскин, которому он по неосторожности открылся.
После ухода Мизинчикова появляется дядя с лакеем Видоплясовым. Это
«секретарь» Опискина, сбитый им с толку глупец, понимающий «благородство
души» как вычурность и презрение ко всему народному, естественному.
Терпя за свое зазнайство насмешки от дворни, он умоляет сменить его
«неблагозвучную» фамилию на Олеандрова, Уланова, Эссбукетова и т. п.
Свои стихи называет «воплями Видоплясова». Ростанев сообщает племяннику,
что все «уладил»: Настя остается, так как Сергей Александрович объявлен
её женихом, а сам дядя завтра же делает предложение Татьяне Ивановне.
Узнав о готовящемся отъезде Настеньки, полковник бросается её
остановить.
Племянник идет вслед за ним по ночному саду и видит в беседке Татьяну
Ивановну с Обноскиным, явно укравшим «идею» Мизинчикова. Вскоре он
встречает и встревоженного дядю: только что Фома застал его в минуту
поцелуя с Настенькой, признавшейся ему в любви. Намереваясь завтра же
сделать предложение любимой девушке, полковник тем не менее боится
осуждения Опискина и «трезвона», который тот может поднять. Ночью он
пишет «брату и другу», умоляя не разглашать о свидании в саду и
содействовать согласию генеральши на его брак с Настей.
На рассвете обнаруживается побег Татьяны Ивановны с Обноскиным. Ростанев
бросается в погоню и вырывает безумную из рук мошенника. Она снова в
Степанчикове.
Днем происходит всеобщее собрание в комнатах Фомы Фомича по случаю
именин Илюши. В разгар праздника Опискин, уверенный, что его никуда не
отпустят, разыгрывает комедию «изгнания» из поместья в «простой,
мужичьей телеге», с «узелком». «Напоследок» он рвет письмо Егора Ильича
и оповещает присутствующих, что видел его ночью с Настей «в саду, под
кустами». Рассвирепевший полковник вышвыривает вон хама, явно не
ожидавшего такой развязки. Гаврила увозит его на телеге. Ростанев просит
у матери благословения на брак, но та не слушает сына и только умоляет
вернуть Фому Фомича. Полковник соглашается при условии, что тот публично
извинится перед Настей. Тем временем струсивший и присмиревший Опискин
возвращается сам - Ростанев находит его «уже на селе».
Хитрец проделывает новый «фокус»: оказывается, он доброжелатель Насти,
защитник её «невинности», которой угрожали «необузданные страсти»
полковника. Простодушный Ростанев чувствует вину, а Фома неожиданно для
всех соединяет руки влюбленных. Генеральша их благословляет.
Присутствующие в восторге благодарят Опискина за устроение «всеобщего
счастья». Прежние «бунтовщики» просят у него прощения.
После свадьбы Фома еще прочнее воцарился в доме: «киснул, куксился,
ломался, сердился, бранился, но благоговение к нему „осчастливленных“ не
уменьшалось». Генеральша скончалась через три года, Опискин - через
семь. Найденные после его смерти сочинения оказались «необыкновенной
дрянью». Детей у Ростанева и Насти не было. |