Шарль Бодлер - французский
писатель, поэт и критик. Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в
Париже. Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились
конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и
приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 году Бодлер сдал
экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он
погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов.
Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два
года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в
Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где
Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841
года он был уже в Париже. Через два месяца после возвращения, достигнув
совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое
составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 году семья с ужасом
обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения
оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник.
Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль,
работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из
трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера,
вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs
du mal, 1857). Около 1847 года Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй
своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в
1859 году ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна
(вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не
хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии
Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.
В 1846 или 1847 году Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э. По
во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 году
и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение
следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и
художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи. Два
тома эссеистики Бодлера - Романтическое искусство (L'Art romantique,
опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosit s esth tiques) - включают
статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть
денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же
неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени
благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть
проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических
замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии,
большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах
Рвота (Fus es) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно
критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La
Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.
В апреле 1857 года скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло
первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора
безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять
шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее
сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был
потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою
кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш. О. Сент-Бёва,
он отказался от участия в конкурсе. Цветы зла - не просто сборник
стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором
издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную
автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Шесть
осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений
оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял
мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся
опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и
найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка
оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции
окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В
апреле 1865 года в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился
удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и
поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867 года. |