«Трахинянки» - значит
«девушки из города Трахина». Трахин («скалистый») - это маленький
городок в глухой горной окраине Греции, под горой Этой, недалеко от
славного ущелья Фермопил. Знаменит он только тем, что в нем прожил свои
последние годы величайший из греческих героев - Геракл, сын Зевса. На
горе Эте он принял добровольную смерть на костре, вознесся к небесам и
стал богом. Невольной виновницей этой его мученической кончины была его
жена Деянира, верная и любящая. Она - героиня этой трагедии, а хор
трахинских девушек - это ее собеседницы.
Почти все греческие герои были царями в разных городах и городках, -
кроме Геракла. Свою будущую божественность он отрабатывал подневольным
трудом на службе у ничтожного царя из Южной Греции. Для него он совершил
двенадцать подвигов, один другого тяжелее. Последним был спуск в Аид,
подземное царство, за страшным трехглавым псом, сторожившим царство
мертвых. Там, в Аиде, он встретил тень богатыря Мелеагра, тоже борца с
чудовищами, самого могучего из старших героев. Мелеагр сказал ему: «Там,
на земле, у меня осталась сестра по имени Деянира; возьми ее в жены, она
достойна тебя». Когда Геракл кончил свою подневольную службу, он пошел
на край Греции свататься к Деянире. Он пришел вовремя: там текла река
Ахелой, самая большая в Греции, и бог ее требовал Деяниру себе в жены.
Геракл схватился с богом в борьбе, придавил его, как гора; тот обернулся
змеем, Геракл стиснул ему горло; тот обернулся быком, Геракл сломил ему
рог. Ахелой покорился, спасенная Деянира досталась Гераклу, и он повез
ее с собою в обратный путь. Путь лежал еще через одну реку, а
перевозчиком на той реке был дикий кентавр Несс, получеловек-полуконь.
Деянира ему понравилась, и он захотел похитить ее. Но у Геракла был лук
и были стрелы, отравленные черной кровью многоглавой змеи Гидры, которую
он когда-то победил и изрубил. Стрела Геракла настигла кентавра, и тот
понял, что пришла его смерть. Тогда, чтобы отомстить Гераклу, он сказал
Деянире: «Я любил тебя, и хочу тебе сделать добро. Возьми крови из моей
раны и храни ее от света и людей. Если муж твой полюбит другую, то
намажь его одежду этой кровью, и любовь его вернется к тебе». Деянира
так и сделала, не зная, что Нессова кровь отравлена стрелою Геракла.
Прошло время, и ей пришлось вспомнить об этой крови. Геракл гостил у
знакомого царя в городе Эхалии (в двух днях пути от Трахина), и ему
полюбилась царская дочь Иола. Он потребовал у царя ее себе в наложницы.
Царь отказал, а царский сын насмешливо добавил: «Не к лицу ей быть за
тем, кто двенадцать лет служил, как подневольный раб». Геракл
рассердился и столкнул царского сына со стены - единственный раз в жизни
убил врага не силой, а обманом. Боги наказали его за это - еще раз
отдали в рабство на год к распутной заморской царице Омфале. Деянира
ничего об этом не знала. Она жила в Трахине одна с юным сыном Гиллом и
терпеливо ждала возвращения мужа.
Здесь и начинается драма Софокла. На сцене Деянира, она полна тревоги.
Уходя, Геракл велел ей ждать его год и два месяца. Ему было пророчество:
если погибнуть - то от мертвого; а если не погибнуть - то вернуться и
обрести наконец отдых после трудов. Но вот прошли и год и два месяца, а
его все нет. Неужели сбылось пророчество, и он погиб от какого-то
мертвого, и уже не вернется доживать свои дни на покое рядом с ней? Хор
трахинянок ободряет ее: нет, хоть во всякой жизни есть и радости и беды,
но отец Зевс не оставит Геракла! Тогда Деянира зовет своего сына Гилла и
просит его пойти на поиски отца. Он готов: до него уже дошел слух, что
Геракл провел год в рабстве у Омфалы, а потом пошел походом на Эхалию -
мстить царю-обидчику. И Гилл отправляется искать его под Эхалию. Едва
Гилл уходит, как и в самом деле слух подтверждается: от Геракла приходят
вестники - сказать о победе и о близком его возвращении. Их двое, и они
не безликие, как обычно в трагедиях: у каждого свой характер. Старший из
них ведет с собою группу безмолвных пленниц: да, Геракл отслужил свой
год у Омфалы, а потом пошел на Эхалию, взял город, захватил пленниц и
шлет их рабынями Деянире, а сам должен принести благодарственные жертвы
богам и тотчас будет вслед. Деянире жаль пленниц: только что они были
знатными и богатыми, а теперь - рабыни. Деянира заговаривает с одной из
них, самой красивой, но та молчит. Деянира отсылает их в дом - и тут к
ней подходит второй вестник. «Старший сказал тебе не всю правду. Не из
мести Геракл брал Эхалию, а из любви к царевне Иоле: это с ней ты сейчас
заговаривала, а она молчала». Нехотя старший вестник признает: это так.
«Да, - говорит Деянира, - любовь есть бог, человек пред ней бессилен.
Подожди немного: я дам тебе подарок для Геракла».
Хор поет песню во славу всевластной любви. А потом Деянира рассказывает
трахинянкам о своем подарке для Геракла: это плащ, который она натерла
той самой кровью Несса, чтобы вернуть себе Гераклову любовь, потому что
ей обидно делить Геракла с соперницей. «Надежно ли это?» - спрашивает
хор. «Я уверена, но не пробовала». - «Уверенности мало, нужен опыт». -
«Сейчас будет». И она передает вестнику закрытый ларец с плащом: пусть
Геракл наденет его, когда будет приносить благодарственные жертвы богам.
Хор поет радостную песню во славу возвращающегося Геракла. Но Деянира в
страхе. Она натирала плащ клоком овечьей шерсти, а потом бросила этот
кровавый клок наземь, - и вдруг, говорит она, он вскипел на солнце
темной пеной и растекся по земле красно-бурым пятном. Не грозит ли беда?
не обманул ли ее кентавр? не отрава ли это вместо приворота? И впрямь,
не успевает хор ее успокоить, как стремительным шагом входит Гилл: «Ты
убила Геракла, ты убила моего отца!» И он рассказывает: Геракл надел
плащ, Геракл зарезал жертвенных быков, Геракл разжег костер для
всесожжения, - но когда костер дохнул жаром на плащ, тот словно прилип к
его телу, вгрызся болью до костей, словно огонь или змеиный яд, и Геракл
упал в корчах, с криками проклиная и плащ, и ту, которая его прислала.
Сейчас его несут на носилках в Трахин, но донесут ли живым? Деянира
молча слушает этот рассказ, поворачивается и скрывается в дом. Хор в
ужасе поет о наставшей беде. Выбегает вестница - старая кормилица
Деяниры: Деянира убила себя. В слезах обошла она дом, простилась с
алтарями богов, поцеловала двери и пороги, села на брачное ложе и
вонзила меч в левую грудь. Гилл в отчаянии - не успел ей помешать. Хор в
двойном ужасе: смерть Деяниры в доме, смерть Геракла у ворот, что
страшней?
Приближается конец. Вносят Геракла, он мечется на носилках с неистовыми
криками: победитель чудовищ, самый могучий из смертных, он погибает от
женщины и взывает к сыну: «Отомсти!» В промежутках между стонами Гилл
объясняет ему: Деяниры уже нет, вина ее - невольная, это ее обманул
когда-то злой кентавр. Теперь Гераклу ясно: пророчества сбылись, это он
погибает от мертвого, а отдых, который его ждет, - это смерть. Он
приказывает сыну: «Вот два последние мои завета: первый - отнеси меня на
гору Эту и положи на погребальный костер; второй - ту Иолу, которую я не
успел взять за себя, возьми ты, чтобы она стада матерью моих потомков».
Гилл в ужасе: заживо сжечь отца, жениться на той, которая - причина
смерти и Геракла и Деяниры? Но противиться Гераклу он не может. Геракла
уносят; никто еще не знает, что с этого костра он вознесется к небесам и
станет богом. Гилл провожает его словами: «Никому недоступно грядущее
зреть, / Но увы, настоящее горестно нам / И постыдно богам, / А всего
тяжелее оно для того, / Кто пал роковою жертвой». И хор вторит:
«Разойдемся теперь и мы по домам: / Увидели мы ужасную смерть, / И много
мук, небывалых мук, - / Но на все была Зевсова воля». |