Раскрыв тайну трагической
гибели мадам Д’Эспанэ и её дочери («Убийства на улице Морг»), Огюст
Дюпен снова погружается в свои меланхолические раздумья. Однако роль
Дюпена в драме на улице Морг снискала ему у парижской полиции славу
провидца, и префектура неоднократно пыталась вновь прибегнуть к его
услугам. Очередную попытку полиция предпринимает в связи с убийством
молоденькой девушки Мари Роже.
Красавица Мари работала в парфюмерной лавке. Однажды она уже пропадала
на неделю. Это случилось около трех лет назад, и тогда её мать мадам
Роже была вне себя от тревоги. Но Мари вернулась - немного, впрочем,
погрустневшая, объяснив свое отсутствие тем, что гостила у родственницы
в деревне.
В день повторного исчезновения Мари отправилась к тетке, договорившись
со своим женихом Сент-Эсташем, что он зайдет за ней вечером. Когда
выяснилось, что Мари вообще не приходила к тетке, девушку стали искать и
только на четвертый день обнаружили в Сене. На теле несчастной имелись
следы побоев, а медицинский осмотр показал, что Мари подверглась грубому
насилию. Затянутый на шее кусок батиста, оторванный от нижней юбки
жертвы, был завязан морским узлом.
Газетчики разносили по городу противоречивые слухи: один писал, что
нашли вовсе не Мари, другой - что в убийстве замешана целая шайка. Тем
временем появляются новые свидетельства и улики. Трактирщица мадам Делюк
показала, что в роковой день в её трактир зашла девушка, похожая по
описаниям на Мари; её сопровождал смуглый молодой человек. Парочка
провела в трактире некоторое время, а потом направилась в сторону леса.
Поздно вечером трактирщица слышала женские крики. Впоследствии она
опознала платье, которое было на трупе. Спустя несколько дней дети мадам
Делюк обнаружили в лесу нижнюю юбку, шарф и носовой платок с меткой
«Мари Роже».
Рассказчик, собравший по просьбе Дюпена все материалы, касающиеся этого
дела, услышал наконец версию своего проницательного друга. Камнем
преткновения в этом деле Дюпен считал его заурядность. Полиция на многое
не обратила внимание. Никто, например, не потрудился навести справки о
смуглом моряке, зашедшем с девушкой в трактир, или поискать связь Между
первым и вторым исчезновениями Мари. А ведь первое бегство могло
окончиться ссорой с предполагаемым возлюбленным - и обманутая девушка
вернулась домой. Тогда второе бегство - свидетельство того, что обманщик
возобновил свои ухаживания. Однако почему такой большой перерыв? Но
время, прошедшее между первым и вторым исчезновениями девушки, - обычный
срок дальнего плавания военных кораблей.
Предполагаемое место убийства Мари - лесок у реки, об этом, вроде бы,
говорят и найденные вещи жертвы. Однако даже полиция признает, что
разбросаны они слишком уж напоказ, да и то, что вещи пролежали несколько
дней незамеченными в таком людном месте, наводит на мысль, что их
подкинули позже.
Не обратили внимания и на лодку, которая была обнаружена плывущей вниз
по Сене на следующий день после убийства, когда тело еще не нашли. И на
то, что кто-то тайно забрал её, без руля, у начальника пристани еще
через день. То, что к телу не был привязан камень, из-за чего оно и
всплыло, объясняется именно тем, что его сбросили с лодки, не имея под
рукой ничего тяжелого. Это явилось недосмотром убийцы. Трудно судить,
что произошло между преступником и жертвой, однако ясно, что Мари не
была легкой добычей и мужчине пришлось прибегнуть к насилию, чтобы
довести до конца свой гнусный замысел. Рассказчик умалчивает о том, как
полиция использовала собранные Дюпеном улики, сказав в заключение лишь
то, что все умозаключения его друга подтвердились и убийца был вскоре
найден. |