В закоулках одной из башен
великого собора чья-то давно истлевшая рука начертала по-гречески слово
"рок". Затем исчезло и само слово. Но из него родилась книга о цыганке,
горбуне и священнике.
6 января 1482 года по случаю праздника крещения во дворце Правосудия
дают мистерию "Праведный суд пречистой девы Марии". С утра собирается
громадная толпа. На зрелище должны пожаловать послы из Фландрии и
кардинал Бурбонский. Постепенно зрители начинают роптать, а более всех
беснуются школяры: среди них выделяется шестнадцатилетний белокурый
бесёнок Жеан - брат учёного архидьякона Клода Фролло. Нервный автор
мистерии Пьер Гренгуар приказывает начинать. Но несчастному поэту не
везет; едва актёры произнесли пролог, появляется кардинал, а затем и
послы. Горожане из фламандского города Гента столь колоритны, что
парижане глазеют только на них. Всеобщее восхищение вызывает чулочник
мэтр Копиноль, который не чинясь, по-дружески беседует с отвратительным
нищим Клопеном Труйльфу. К ужасу Гренгуара, проклятый фламандец честит
последними словами его мистерию и предлагает заняться куда более веселым
делом - избрать шутовского папу. Им станет тот, кто скорчит самую жуткую
гримасу. Претенденты на этот высокий титул высовывают физиономию из окна
часовни. Победителем становится Квазимодо, звонарь Собора Парижской
Богоматери, которому и гримасничать не нужно, настолько он уродлив.
Чудовищного горбуна обряжают в нелепую мантию и уносят на плечах, чтобы
пройти согласно обычаю по улицам города. Гренгуар уже надеется на
продолжение злополучной пьесы, но тут кто-то кричит, что на площади
танцует Эсмеральда - и всех оставшихся зрителей как ветром сдувает.
Гренгуар в тоске бредет на Гревскую площадь, чтобы посмотреть на эту
Эсмеральду, и глазам его предстает невыразимо прелестная девушка - не то
фея, не то ангел, оказавшийся, впрочем, цыганкой. Гренгуар, как и все
зрители, совершенно зачарован плясуньей, однако в толпе выделяется
мрачное лицо ещё не старого, но уже облысевшего мужчины: он злобно
обвиняет девушку в колдовстве - ведь её белая козочка шесть раз бьет
копытцем по бубну в ответ на вопрос, какое сегодня число. Когда же
Эсмеральда начинает петь, слышится полный исступленной ненависти женский
голос - затворница Роландовой башни проклинает цыганское отродье. В это
мгновение на Гревскую площадь входит процессия, в центре которой
красуется Квазимодо. К нему бросается лысый человек, напугавший цыганку,
и Гренгуар узнает своего учителя герметики - отца Клода Фролло. Тот
срывает с горбуна тиару, рвет в клочья мантию, ломает посох - страшный
Квазимодо падает перед ним на колени. Богатый на зрелища день подходит к
концу, и Гренгуар без особых надежд бредет за цыганкой. Внезапно до него
доносится пронзительный крик: двое мужчин пытаются зажать рот
Эсмеральде. Пьер зовет стражу, и появляется ослепительный офицер -
начальник королевских стрелков. Одного из похитителей хватают - это
Квазимодо. Цыганка не сводит восторженных глаз со своего спасителя -
капитана Феба де Шатопера.
Судьба заносит злосчастного поэта во Двор чудес - царство нищих и воров.
Чужака хватают и ведут к Алтынному королю, в котором Пьер, к своему
удивлению, узнает Клопена Труйльфу. Здешние нравы суровы: нужно вытащить
кошелёк у чучела с бубенчиками, да так, чтобы они не зазвенели -
неудачника ждет петля. Гренгуара, устроившего настоящий трезвон, волокут
на виселицу, и спасти его может только женщина - если найдется такая,
что захочет взять в мужья. Никто не позарился на поэта, и качаться бы
ему на перекладине, если бы Эсмеральда не освободила его по доброте
душевной. Осмелевший Гренгуар пытается предъявить супружеские права,
однако у хрупкой певуньи имеется на сей случай небольшой кинжал - на
глазах изумленного Пьера стрекоза превращается в осу. Злополучный поэт
ложится на тощую подстилку, ибо идти ему некуда.
На следующий день похититель Эсмеральды предстает перед судом. В 1482
году омерзительному горбуну было двадцать лет, а его благодетелю Клоду
Фролло - тридцать шесть. Шестнадцать лет назад на паперть собора
положили маленького уродца, и лишь один человек сжалился над ним.
Потеряв родителей во время страшной чумы, Клод остался с грудным Жеаном
на руках и полюбил его страстной, преданной любовью. Возможно, мысль о
брате и заставила его подобрать сироту, которого он назвал Квазимодо.
Клод выкормил его, научил писать и читать, приставил к колоколам,
поэтому Квазимодо, ненавидевший всех людей, был по-собачьи предан
архидьякону. Быть может, больше он любил только Собор - свой дом, свою
родину, свою вселенную. Вот почему он беспрекословно выполнил приказ
своего спасителя - и теперь ему предстояло держать за это ответ. Глухой
Квазимодо попадает к глухому судье, и это кончается плачевно - его
приговаривают к плетям и позорному столбу. Горбун не понимает, что
происходит, пока его не начинают пороть под улюлюканье толпы. На этом
муки не кончаются: после бичевания добрые горожане забрасывают его
камнями и насмешками. Он хрипло просит пить, но ему отвечают взрывами
хохота. Внезапно на площади появляется Эсмеральда. Увидев виновницу
своих несчастий, Квазимодо готов испепелить её взглядом, а она
бесстрашно поднимается по лестнице и подносит к его губам флягу с водой.
Тогда по безобразной физиономии скатывается слеза - переменчивая толпа
рукоплещет «величественному зрелищу красоты, юности и невинности,
пришедшим на помощь воплощению уродства и злобы». Только затворница
Роландовой башни, едва заметив Эсмеральду, разражается проклятиями.
Через несколько недель, в начале марта, капитан Феб де Шатопер
любезничает со своей невестой Флер-де-Лис и её подружками. Забавы ради
девушки решают пригласить в дом хорошенькую цыганочку, которая пляшет на
Соборной площади. Они быстро раскаиваются в своем намерении, ибо
Эсмеральда затмевает их всех изяществом и красотой. Сама же она
неотрывно глядит на капитана, напыжившегося от самодовольства. Когда
козочка складывает из букв слово "Феб" - видимо, хорошо ей знакомое,
Флер-де-Лис падает в обморок, и Эсмеральду немедленно изгоняют. Она же
притягивает взоры: из одного окна собора на нее с восхищением смотрит
Квазимодо, из другого - угрюмо созерцает Клод Фролло. Рядом с цыганкой
он углядел мужчину в желто-красном трико - раньше она всегда выступала
одна. Спустившись вниз, архидьякон узнает своего ученика Пьера
Гренгуара, исчезнувшего два месяца назад. Клод жадно расспрашивает об
Эсмеральде: поэт говорит, что эта девушка - очаровательное и безобидное
существо, подлинное дитя природы. Она хранит целомудрие, потому что
хочет найти родителей посредством амулета - а тот якобы помогает лишь
девственницам. Её все любят за веселый нрав и доброту. Сама она считает,
что во всем городе у нее только два врага - затворница Роландовой башни,
которая почему-то ненавидит цыган, и какой-то священник, постоянно её
преследующий. При помощи бубна Эсмеральда обучает свою козочку фокусам,
и в них нет никакого колдовства - понадобилось всего два месяца, чтобы
научить её складывать слово «Феб». Архидьякон приходит в крайнее
волнение - и в тот же день слышит, как его брат Жеан дружески окликает
капитана королевских стрелков по имени. Он следует за молодыми повесами
в кабак. Феб напивается чуть меньше школяра, поскольку у него назначено
свидание с Эсмеральдой. Девушка влюблена настолько, что готова
пожертвовать даже амулетом - раз у нее есть Феб, зачем ей отец и мать?
Капитан начинает целовать цыганку, и в этот момент она видит занесенный
над ним кинжал. Перед Эсмеральдой возникает лицо ненавистного
священника: она теряет сознание - очнувшись, слышит со всех сторон, что
колдунья заколола капитана.
Проходит месяц. Гренгуар и Двор чудес пребывают в страшной тревоге -
исчезла Эсмеральда. Однажды Пьер видит толпу у Дворца правосудия - ему
говорят, что судят дьяволицу, которая убила военного. Цыганка упорно все
отрицает, невзирая на улики - бесовскую козу и демона в сутане
священника, которого видели многие свидетели. Но пытки испанским сапогом
она не выдерживает - признается в колдовстве, проституции и убийстве
Феба де Шатопера. По совокупности этих преступлений её приговаривают к
покаянию у портала Собора Парижской Богоматери, а затем к повешению. Той
же казни должна быть подвергнута и коза. Клод Фролло приходит в каземат,
где Эсмеральда с нетерпением ждет смерти. Он на коленях умоляет её
бежать с ним: она перевернула его жизнь, до встречи с ней он был
счастлив - невинный и чистый, жил одной лишь наукой и пал, узрев дивную
красоту, не созданную для глаз человека. Эсмеральда отвергает и любовь
ненавистного попа, и предложенное им спасение. В ответ он злобно кричит,
что Феб умер. Однако Феб выжил, и в сердце его вновь поселилась
светлокудрая Флер-де-Лис. В день казни влюбленные нежно воркуют, с
любопытством поглядывая в окно - ревнивая невеста первой узнает
Эсмеральду. Цыганка же, увидев прекрасного Феба, падает без чувств: в
этот момент её подхватывает на руки Квазимодо и мчится в Собор с криком
«убежище». Толпа приветствует горбуна восторженными воплями - этот рев
доносится до Гревской площади и Роландовой башни, где затворница не
сводит с виселицы глаз. Жертва ускользнула, укрывшись в церкви.
Эсмеральда живет в Соборе, но не может привыкнуть к ужасному горбуну. Не
желая раздражать её своим уродством, глухой дает ей свисток - этот звук
он способен расслышать. И когда на цыганку набрасывается архидьякон,
Квазимодо в темноте едва не убивает его - только луч месяца спасает
Клода, который начинает ревновать Эсмеральду к уродливому звонарю. По
его наущению, Гренгуар поднимает Двор чудес - нищие и воры штурмуют
Собор, желая спасти цыганку. Квазимодо отчаянно обороняет свое сокровище
- от его руки гибнет юный Жеан Фролло. Между тем Гренгуар'тайком выводит
Эсмеральду из Собора и невольно передает в руки Клода - тот увлекает её
на Гревскую площадь, где в последний раз предлагает свою любовь.
Спасения нет: сам король, узнав о бунте, распорядился найти и повесить
колдунью. Цыганка в ужасе отшатывается от Клода, и тогда он тащит её к
Роландовой башне - затворница, высунув руку из-за решетки, крепко
хватает несчастную девушку, а священник бежит за стражей. Эсмеральда
умоляет отпустить её, но Пакетта Шантфлери только злобно смеется в ответ
- цыгане украли у нее дочь, пусть теперь умрет и их отродье. Она
показывает девушке вышитый башмачок своей дочурки - в ладанке у
Эсмеральды точно такой же. Затворница едва не теряет рассудок от радости
- она обрела свое дитя, хотя уже лишилась всякой надежды. Слишком поздно
мать и дочь вспоминают об опасности: Пакетта пытается спрятать
Эсмеральду в своей келье, но тщетно - девушку тащат на виселицу, В
последнем отчаянном порыве мать впивается зубами в руку палача - её
отшвыривают, и она падает замертво. С высоты Собора архидьякон смотрит
на Гревскую площадь. Квазимодо, уже заподозривший Клода в похищении
Эсмеральды, крадется за ним и узнает цыганку - на шею ей надевают петлю.
Когда палач прыгает девушке на плечи, и тело казненной начинает биться в
страшных судорогах, лицо священника искажается от смеха - Квазимодо его
не слышит, но зато видит сатанинский оскал, в котором нет уже ничего
человеческого. И он сталкивает Клода в бездну. Эсмеральда на виселице, и
архидьякон, распростершийся у подножия башни, - это все, что любил
бедный горбун. |