Мацуо Басё - японский поэт,
теоретик стиха. Мацуо Басё (Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса) родился в 1644
году в небольшом замковом городе Уэно, провинция Ига (остров Хонсю), в
семье самурая. После нескольких лет службы у молодого князя Ёситада, чей
отец управлял замком Уэно, он отправился в императорскую столицу Киото,
где попал под влияние выдающегося поэта хайкай Китамура Кигина.
Дзинситиро и его сюзерен Ёситада, который принял псевдоним Сэнгин, стали
близкими друзьями и обычно демонстрировали свои поэтические наклонности,
сочиняя модные "стихотворные цепочки" - рэнга. Уже в юности молодой
самурай проявил такое мастерство, что, когда ему было 22 года, некоторые
его стихотворения, как и стихотворения Сэнгина, были включены в
антологию, изданную поэтом Огино Ансэй. Тогда же Дзинситиро принял
литературное имя Мунэфуса. На следующий год, в апреле 1666 года, его
хозяин и друг Ёситада, внезапно умирает. Скорбящий 23-х летний Мунэфуса,
взяв прядь волос своего господина, отправился на гору Коя, чтобы
поместить её там в знаменитом будийском монастыре. Дзэн очаровал
молодого поэта. Он готов был уйти от мира. Тем не менее, он вскоре снова
оказался в Киото и поступил в услужение к Кигину, литературному
наставнику Сэнгина, с которым он продолжал изучения японских
классических книг, рэнга и хайкай школы Тэйтоку. Одновременно под
руководством крупного специалиста Ито Танъана он изучал китайских
классиков. В это время молодой поэт-самурай ещё раз изменил своё имя и
стал называться Тосэй - "Зелёный персик", в честь китайского поэта,
которым он восхищался.
Последующие пять лет Тосэй провёл в Киото, усиленно учась и сочиняя
стихи. Он подружился с литературным братством, проживающим в столице. В
сборнике "Кайой" ("Игра в ракушки") было опубликовано 2 его хайкай и 58
стихов других поэтов, прокомментированных им. В 1672 году сёгун вызвал
Кигина в Эдо, сопровождал его молодой ученик Тосэй. Чтобы как-то помочь
ему свести концы с концами, его назначили ответственным за строительство
сооружений по водоснабжению в Сэкигути, находящемся в округа Коисикава в
Эдо. Но даже занимаясь этой официальной деятельностью, Тосэй продолжал
изучать классиков и слагать стихи. Вскоре он отказался от должности и
взял на себя невыгодную и не приносящую доходов роль учителя хайкай.
Число его учеников, многие из которых потом прославились, постоянно
росло. С каждой публикацией год от года росла и его слава. Один из его
друзей и учеников, Сугияма Сампу, богатый поставщик рыбы для ставки
сёгуна, представил в распоряжение Тосэя свою хижину, расположенную на
левом берегу реки Сумида в округе Фукагава. Здесь в саду Тосэй посадил
банановое дерево (басё) и ученики стали называть его жилище "Басё-ан"
("Обитель банановых листьев"). После этого поэт принял имя Басё, под
которым он более всего и известен. Он наслаждался покоем, тишиной и
красотой окружающего мира, он слагал стихи и изучал основы дзэн -
буддизма. Нельзя осознать место Басё в мировой литературе и вполне
оценить его гений, не понимая, что он был истинным буддистом, что именно
дзэн был источником его гениальности. Дзэн это больше, чем религия, и
больше, чем образ жизни, это больше, чем философия...
Считается, что Басё был стройным человеком небольшого роста, с тонкими
изящными чертами лица, густыми бровями и выступающим носом. Как это
принято у буддистов, он брил голову. Здоровье у него было слабое и он
всю жизнь страдал расстройством желудка. По его письмам можно
предположить, что он был человеком спокойным, умеренным, необычайно
заботливым, щедрым и верным по отношению к родным и друзьям. Хотя всю
жизнь он страдал от нищеты, он почти не уделял внимания этому, будучи
истинным философом и буддистом. Зимой 1682 года сёгунская столица Эдо в
очередной раз стала жертвой крупного пожара. К несчастью, этот пожар
погубил "Обитель бананового листа" и сам Басё чуть не погиб. После
короткого пребывания в провинции Каи, он возвращается в Эдо, где с
помощью учеников, строит в сентябре 1683 года новую хижину и сажает
банановое дерево. Но это лишь символ. Отныне и до конца своей жизни Басё
- странствующий поэт. В августе 1684 года, в сопровождении своего
ученика Тири, в сорокалетнем возрасте Басё отправляется в своё первое
путешествие. В те времена путешествовать по Японии было очень трудно.
Многочисленные заставы и бесконечные проверки паспортов, причиняли
путникам немало хлопот. Однако, надо думать, Басё был достаточно умён и
точно уж достаточно известен, чтобы пройти эти преграды. Интересно
посмотреть, что представляло собой его дорожное одеяние: большая
плетёная шляпа (которые обычно носили священники) и светло-коричневый
хлопчатобумажный плащ, на шее висела сума, а в руке посох и четки со ста
восемью бусинами. В сумке лежали две-три китайские и японские антологии,
флейта и крохотный деревянный гонг. Одним словом, он был похож на
буддийского паломника. После многодневного путешествия по главному
тракту Токайдо, Басё и его спутник прибыли в провинцию Исэ, где
поклонились легендарному храмовому комплексу Исэ дайдзингу, посвященному
синтоиской богине Солнца Аматэрасу Омиками. В сентябре они оказались на
родине Басё, в Уэдо, где поэт повидал брата и узнал о смерти родителей.
Затем Тири вернулся домой, а Басё после странствий по провинциям Ямато,
Мини и Овари, опять прибывает в Уэдо, где встречает новый год, и снова
путешествует по провинциям Ямато, Ямасиро, Оми, Овари и Каи и в апреле
возвращается в свою обитель. Путешествие Басё служило и распространению
его стиля, ибо везде поэты и аристократы приглашали его к себе в гости.
Хрупкое здоровье Басё заставило поволноваться его поклонников и
учеников, и они облегчённо вздохнули, когда он вернулся домой.
До конца своей жизни Басё путешествовал, черпая силы в красотах природы.
Его поклонники ходили за ним толпами, повсюду его встречали ряды
почитателей - крестьян и самураев. Его путешествия и его гений дали
новый расцвет ещё одному прозаическому жанру, столь популярному в Японии
- жанру путевых дневников, зародившемуся ещё в X веке. Лучшим дневником
Басё считается "Окуно хосомити" ("По тропинкам севера"). В нём
описывается самое продолжительное путешествие Басё вместе с его учеником
Сора, начавшееся в марте 1689 года и продолжавшееся сто шестьдесят дней.
В 1691 году он снова отправился в Киото, тремя годами позже опять
посетил родной край, а затем пришел в Осаку. Это путешествие оказалось
для него последним. Умер Мацуо Басё 12 октября 1694 года в Осаке. |