Мольер - французский
комедиограф, актер, театральный деятель. Жан-Батист Мольер (Жан Батист
Поклен) родился 15 января 1622 года в Париже. В десятилетнем возрасте
потерял мать. С 1631 по 1639 год учился в иезуитском Клермонском
коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную
литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел на
французский поэму "О природе вещей" римского поэта и философа Лукреция.
В 1640 году изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале
1641 года сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642
года замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643
года отказался от звания королевского обойщика. 30 июня 1643 года
организовал вместе с семьей Бежар "Блистательный театр"; ставил
трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии
провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в
провинцию. В 1645-1658 годах труппа выступала в городах и замках
Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 году Мольер стал
ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли
комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими
комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты),
добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской
комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к
более крупным формам: в 1655 году создал свою первую пятиактную комедию
в стихах "Сумасброд", или "Все невпопад"; за ней в 1656 году последовала
"Любовная размолвка".
К 1658 году мольеровская труппа стала самой популярной во французской
провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика
XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 года перед
королевским двором с трагедией П. Корнеля "Никомед" и фарсом Мольера
"Влюбленный доктор"; "Никомед" был встречен холодно, но "Влюбленный
доктор" произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание
"Труппы Брата короля" и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого
времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть
только комедийных персонажей. В 1659 году поставил одноактную комедию в
прозе Смешные жеманницы, в которой высмеял неестественность и
напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе и
светских салонах. Она имела оглушительный успех, но одновременно
породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в
постоянную борьбу с ними. В 1660 году с неменьшим успехом была сыграна
комедия положений "Сганарель", или "Мнимый рогоносец", трактовавшая
традиционную тему супружеской неверности. В том же году король
предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль. Театральный
сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 года пьесой "Дон Гарсия
Наваррский", или "Ревнивый принц", но ее философский комизм не был
воспринят широкой публикой. В июне с успехом прошла "Школа мужей",
осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного
воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в
ней уже угадывались черты высокой комедии. Первой подлинно
классицистической комедией стала "Школа жен", поставленная в декабре
1662 года; ее отличала глубокая психологическая разработка традиционной
темы семьи и брака. На обвинения в плагиате, в слабосте сюжета и дурном
вкусе Мольер ответил в 1663 году комедиями "Критика Школы жен" и
"Версальский экспромт", в которых весело и зло иронизировал над своими
недоброжелателями. Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили
Мольера в кровосмесительстве; поддержка Людовика XIV, ставшего крестным
отцом его первого сына, положила конец сплетням. С 1664 года стал
постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и
ставя комедии-балеты. В августе 1667 года Мольер решился представить в
Пале-Рояле смягченный вариант "Тартюфа" под новым названием "Обманщик",
однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В
феврале 1668 года была сыграна комедия "Амфитрион". Затем последовали
"Жорж Данден", или "Одураченный муж", на известный народный сюжет о
хитрой жене и легковерном муже. В начале 1669 года Мольеру добился
снятия запрета с "Тартюфа". В 1669-1671 годах он поставил одну за другой
несколько комедий-балетов.
1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие его друзья и
близкие, охладели его отношения с королем; значительно ухудшилось
здоровье. Зимой 1672-1673 года написал свою последнюю комедию-балет
"Мнимый больной", где вернулся к теме врачей-шарлатанов и доверчивых
больных. 17 февраля 1673 года на ее четвертом представлении с ним
случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти
отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после
вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище
Св. Иосифа. В 1817 его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез. |