Elite-Home

Мольер

На главную ║ Назад    Великие писатели

Мольер (Moliere)

 

   Мольер - французский комедиограф, актер, театральный деятель. Жан-Батист Мольер (Жан Батист Поклен) родился 15 января 1622 года в Париже. В десятилетнем возрасте потерял мать. С 1631 по 1639 год учился в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму "О природе вещей" римского поэта и философа Лукреция. В 1640 году изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 года сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 года замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643 года отказался от звания королевского обойщика. 30 июня 1643 года организовал вместе с семьей Бежар "Блистательный театр"; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в провинцию. В 1645-1658 годах труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 году Мольер стал ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 году создал свою первую пятиактную комедию в стихах "Сумасброд", или "Все невпопад"; за ней в 1656 году последовала "Любовная размолвка".
   К 1658 году мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 года перед королевским двором с трагедией П. Корнеля "Никомед" и фарсом Мольера "Влюбленный доктор"; "Никомед" был встречен холодно, но "Влюбленный доктор" произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание "Труппы Брата короля" и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей. В 1659 году поставил одноактную комедию в прозе Смешные жеманницы, в которой высмеял неестественность и напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе и светских салонах. Она имела оглушительный успех, но одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в постоянную борьбу с ними. В 1660 году с неменьшим успехом была сыграна комедия положений "Сганарель", или "Мнимый рогоносец", трактовавшая традиционную тему супружеской неверности. В том же году король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль. Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 года пьесой "Дон Гарсия Наваррский", или "Ревнивый принц", но ее философский комизм не был воспринят широкой публикой. В июне с успехом прошла "Школа мужей", осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой комедии. Первой подлинно классицистической комедией стала "Школа жен", поставленная в декабре 1662 года; ее отличала глубокая психологическая разработка традиционной темы семьи и брака. На обвинения в плагиате, в слабосте сюжета и дурном вкусе Мольер ответил в 1663 году комедиями "Критика Школы жен" и "Версальский экспромт", в которых весело и зло иронизировал над своими недоброжелателями. Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили Мольера в кровосмесительстве; поддержка Людовика XIV, ставшего крестным отцом его первого сына, положила конец сплетням. С 1664 года стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты. В августе 1667 года Мольер решился представить в Пале-Рояле смягченный вариант "Тартюфа" под новым названием "Обманщик", однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В феврале 1668 года была сыграна комедия "Амфитрион". Затем последовали "Жорж Данден", или "Одураченный муж", на известный народный сюжет о хитрой жене и легковерном муже. В начале 1669 года Мольеру добился снятия запрета с "Тартюфа". В 1669-1671 годах он поставил одну за другой несколько комедий-балетов.

   1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие его друзья и близкие, охладели его отношения с королем; значительно ухудшилось здоровье. Зимой 1672-1673 года написал свою последнюю комедию-балет "Мнимый больной", где вернулся к теме врачей-шарлатанов и доверчивых больных. 17 февраля 1673 года на ее четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище Св. Иосифа. В 1817 его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез.

Читать далее:

Мещанин во дворянстве (краткое содержание)

Мнимый больной (краткое содержание)
 

   По материалам: http://www.krugosvet.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие писатели

Рейтинг@Mail.ru