Мигель де Сервантес -
испанский писатель. Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября
1547 года в Алькала-де-Энарес, Кастилия (Испания), в семье
врача-хирурга. В молодости служил солдатом, отличился в морской битве
при Лепанто (7 октября 1571), в которой лишился левой руки. Возвращаясь
морем на родину, Сервантес был захвачен пиратами и продан в рабство
алжирскому паше. В неволе пробыл 5 лет. После 4 неудачных попыток к
бегству выкуплен миссионерами. По возвращении в Мадрид написал
пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическую трагедию "Нумансия"
и около 30 других пьес. Скудость литературного заработка вынудила
Сервантеса переехать в Севилью и стать агентом по закупке провианта для
флота, позже - сборщиком недоимок. Гражданская служба (1587-1603) была
не более удачна, чем армейская - трижды Сервантес попадал в тюрьму.
Соприкосновение по роду занятий с разными общественными кругами
крупнейшего порта мировой империи определило более реалистический и
плодотворный поздний период его творчества, который открылся первой
частью романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (1605), начатой
ещё в севильской тюрьме в 1602 году. Роман во многом - итог личной жизни
Сервантеса, полной героических дерзаний и катастрофических неудач.
Всенародный и общеевропейский успех романа соблазнил некоего А.
Фернандеса де Авельянеду выпустить "подложное" окончание. Задетый
огрублением замысла и главных образов, Сервантес опубликовал вторую
часть "Дон Кихота" (1615). Ранее он издал "Назидательные новеллы"
(1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615). На смертном одре
закончил любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и
Сихизмунды" (опубликован 1617). Преследуемый нищетой и унижениями,
Сервантес перед смертью вступил в Орден терциариев и был похоронен за
счёт братства. Могила Сервантеса затерялась. Умер Мигель де Сервантес 23
апреля 1616 года в Мадриде.
Через всё творчество Сервантеса проходят контрасты идеальной "поэзии"
душевной жизни, "романтики" непреклонных устремлений человека - и убогой
"прозы" окружающего мира, иронически или юмористически освещенного. Этим
контрастом отмечены два жанра его драм: пьесы о доблестных в борьбе с
превратностями судьбы, о любящих, неизменно верных своему чувству
("Алжирские нравы", "Великая султанша" и др.), - и сатирические в
плутовском духе интермедии ("Вдовый мошенник", "Бдительный страж",
"Судья по бракоразводным делам" и др.), яркий бытовой колорит которых не
потускнел до наших дней. Те же контрасты в новеллах: любовно-авантюрные
истории в духе новорыцарских поэм эпохи Возрождения ("Великодушный
поклонник", "Английская испанка"и др.) - и плутовские новеллы,
сатирически изображающие повседневный быт ("Беседа двух собак",
"Ринконетс и Кортадильо"). Синтетичны в этом смысле рассказы с
идеальными героинями на фоне "низкой" (трактирной, цыганской) среды:
"Высокородная судомойка", "Цыганочка", которой Сервантес открыл для
европейской литературы романтику "цыганской" темы, оказавшей
впоследствии влияние на Гюго, Мериме, Пушкина. Особо стоят новеллы с
напряжёнными, до патологического, состояниями души героя, маниакальными
персонажами: "Ревнивый эстремадурец", "Лиценциат Видриера", герой
которой помешан на том, что он стал "стеклянным" (исп. vidriera); в
"хрупкой" и безумной, для окружающих всего лишь забавной, "мудрости"
героя этой новеллы уже сказывается грустный юмор автора "Дон Кихота".
Реалистический гений Сервантеса и неизменный вкус к героике и романтике
органически слились во всей мощи лишь один раз - в субъективно
героическом пафосе странствующего "безумно мудрого" рыцаря Дон Кихота, в
открытии "донкихотской ситуации". Великий многоплановый роман Сервантеса
возник из скромного замысла - высмеять модные в его время новорыцарские
романы. Этот внешний литературно-пародийный план сюжета более всего
ощутим в начальных пяти главах. За ним - в связи с историей "книжного
рыцаря", проведённого сквозь все круги реальной жизни, - открывается
многообразная панорама испанского общества (в "Дон Кихоте" около 670
действующих лиц) на стыке двух веков национального развития: восходящего
и нисходящего. Сюжет "Дон Кихота", его основная ситуация, строится на.
двояком контрасте: центральная пара странствующих "безумцев"
противостоит "трезвому" и пассивному социальному окружению, а
рыцарь-"идеалист" - оруженосцу-"реалисту"; в обоих контрастах у каждой
из сторон хватает "мудрости" лишь на то, чтобы развенчать иллюзии другой
стороны: специфически испанский национально-исторический план
"донкихотской" ситуации. За национальным "донкихотством", за кризисом
испанской культуры Сервантес уловил и нечто большее - всеевропейский
кризис гуманизма Возрождения, его представлений о рождающемся новом
обществе и о месте, отведённом в нём человеческой личности. Среди
великих реалистов нового времени Сервантес первый зафиксировал
"прозаический", а не героический характер рождающегося общества.
Грустным смехом над "героическим безумием", над утопической "романтикой"
эпохи Сервантес реалистически завершил эволюцию искусства Ренессанса,
прославлявшего идеализированную свободную личность, "творца своей
судьбы", "сына своих дел". Вместе с тем Сервантес положил начало
новоевропейскую роману как "личностному эпосу", а в истории комического
- юмору "высокого смеха" как смеха над высоким, над лучшим и
благороднейшим в человеке, над вечной активностью человеческого
сознания, над "истинно рыцарским" воодушевлением, вмешательством в ход
жизни, когда одушевлённое лучшим сознание "прекраснодушно" теряет "такт
действительности". В этом непреходящее, вечное значение
общечеловеческого плана романа. |