Elite-Home

Франсуа Вийон

На главную ║ Назад    Великие писатели

Франсуа Рабле (Francois Rabelais)

 

   Франсуа Рабле - французский писатель-гуманист. Франсуа Рабле родился около 1494 года в Шиноне (Франция). Предположительно он был сыном содержателя кабака, лишившимся матери в самом раннем возрасте. Прямо из кабацкой среды, где проходят первые 10 лет жизни Рабле, он, по воле отца, попадает учеником в францисканский монастырь Сёльи, оттуда в монастырь Де Ля Бометт, затем, также в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Фонтене-ле-Конт. Недостаточно образованный, чтобы посвятить себя одной из "либеральных профессий", Рабле поступил в монахи. Побудила его к этому, между прочим, и возможность, при известном материальном обеспечении, заниматься "гуманистическими". Монашеская жизнь, которой Рабле обрек себя 25 лет от роду, находилась в резком противоречии с натурой Рабле, неприязненной всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти.
   Когда неудовольствие монахов, которому немало способствовали и издевательства Рабле над ними, приняло форму преследования, Рабле бежал; хотя он скоро вернулся, но через год окончательно вышел из францисканского ордена и перешёл в бенедиктинский. В монастырь он, однако, уже не поступал, и в качестве простого священника жил при дворе епископа мальезесского, отличавшегося образованностью и эпикурейскими наклонностями и собиравшего вокруг себя многих французских "гуманистов". Весьма вероятно, что к этому же времени относится начало сношений Рабле с Эразмом Роттердамским, к которому он всегда питал глубочайшее уважение, называя его своим "отцом", даже "матерью". Покровительство епископа, а также игравших значительную роль в истории тогдашнего просвещения и занимавших важное положение братьев дю-Беллэ, дало Рабле возможность, не обременяя себя исполнением своих церковных обязанностей, заняться ботаникой и медициной. В 1530 году, сохраняя звание священника, он поступил на медицинский факультет университета Монпелье. Здесь он читает публичные лекции по медицине, выпускает в свет некоторые учёные сочинения и бывшие тогда в моде "альманахи". Такую же деятельность продолжает он и в Лионе, куда переезжает из Монпелье, - но тут он вступает и на тот путь, на котором ему суждено было приобрести бессмертную славу: в 1532 или 1533 году появляются в первой редакции две первые книги его знаменитого романа, без подписи автора, под псевдонимом "Алькофрибас Назье".

   Важным событием в жизни Рабле была, почти одновременно с выпуском первых книг "Гаргантюа", поездка его в Рим в качестве секретаря дю-Беллэ. Она обогатила его наблюдениями, давшими ему богатую пищу, как сатирику, бичевание которого обрушивалось преимущественно на испорченное католическое духовенство. Во время второй поездки в Рим, при папе Павле III, Рабле, путём ухаживаний за кардиналами и другими влиятельными лицами, добился от папы прощения своих многих провинностей и несколько улучшил своё материальное положение. Тем не менее, преследования духовенства и парламента, выражавшиеся даже в сожжении его книг, заставляли его, несмотря на покровительство короля Франциска I, переезжать с места на место, терпеть всяческие лишения и постоянно дрожать за свою личную безопасность, особенно ввиду тех насилий и казней, которые беспрерывно совершались над его лучшими друзьями и единомышленниками. Наконец в 1551 году он получил приход в Медоне (местечко около Парижа), где им была выпущена 4-я книга "Пантагрюэля". Хотя анафемы Сорбонны продолжались с прежней силой, но могущественная протекция позволила автору вести относительно спокойное существование до самой смерти. Умер он в Париже в 1553 году.
   Образцом для «Гаргантюа» послужила народная книга под тем же заглавием, рисовавшая в карикатурном виде отживший мир рыцарских подвигов, романтических гигантов и волшебников. Внешняя форма их - мифологически-аллегорическая, бывшая в духе того времени и составляющая здесь только рамку, которую автор находил наиболее удобной для выражения своих заветных мыслей и чувств. Великое значение книги Рабле заключается в соединении в ней сторон отрицательной и положительной. Перед нами, в одном и том же лице автора, великий сатирик и глубокий философ, рука, беспощадно разрушающая, создаёт, ставит положительные идеалы. Орудие сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. "Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха: все у него колоссально, колоссальны тоже цинизм и непристойность, необходимые проводники всякого резкого комизма". Этот смех, однако, отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется, на что указывает сам автор, прибавляя, что его произведение похоже на Сократа, у которого под наружностью Силена и в смешном теле жила божественная душа.

Читать далее:

"Гаргантюа и Пантагрюэль" - О детстве Гаргантюа

"Гаргантюа и Пантагрюэль" - Об игрушечных лошадках Гаргантюа

"Гаргантюа и Пантагрюэль" - О том, как Гаргантюа вычесывал из волос ядра

"Гаргантюа и Пантагрюэль" - Отчего монахи любят торчать на кухне
 

   По материалам: http://med.academic.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие писатели

Рейтинг@Mail.ru