Франсуа Рабле - французский
писатель-гуманист. Франсуа Рабле родился около 1494 года в Шиноне
(Франция). Предположительно он был сыном содержателя кабака, лишившимся
матери в самом раннем возрасте. Прямо из кабацкой среды, где проходят
первые 10 лет жизни Рабле, он, по воле отца, попадает учеником в
францисканский монастырь Сёльи, оттуда в монастырь Де Ля Бометт, затем,
также в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Фонтене-ле-Конт.
Недостаточно образованный, чтобы посвятить себя одной из "либеральных
профессий", Рабле поступил в монахи. Побудила его к этому, между прочим,
и возможность, при известном материальном обеспечении, заниматься
"гуманистическими". Монашеская жизнь, которой Рабле обрек себя 25 лет от
роду, находилась в резком противоречии с натурой Рабле, неприязненной
всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти.
Когда неудовольствие монахов, которому немало способствовали и
издевательства Рабле над ними, приняло форму преследования, Рабле бежал;
хотя он скоро вернулся, но через год окончательно вышел из
францисканского ордена и перешёл в бенедиктинский. В монастырь он,
однако, уже не поступал, и в качестве простого священника жил при дворе
епископа мальезесского, отличавшегося образованностью и эпикурейскими
наклонностями и собиравшего вокруг себя многих французских "гуманистов".
Весьма вероятно, что к этому же времени относится начало сношений Рабле
с Эразмом Роттердамским, к которому он всегда питал глубочайшее
уважение, называя его своим "отцом", даже "матерью". Покровительство
епископа, а также игравших значительную роль в истории тогдашнего
просвещения и занимавших важное положение братьев дю-Беллэ, дало Рабле
возможность, не обременяя себя исполнением своих церковных обязанностей,
заняться ботаникой и медициной. В 1530 году, сохраняя звание священника,
он поступил на медицинский факультет университета Монпелье. Здесь он
читает публичные лекции по медицине, выпускает в свет некоторые учёные
сочинения и бывшие тогда в моде "альманахи". Такую же деятельность
продолжает он и в Лионе, куда переезжает из Монпелье, - но тут он
вступает и на тот путь, на котором ему суждено было приобрести
бессмертную славу: в 1532 или 1533 году появляются в первой редакции две
первые книги его знаменитого романа, без подписи автора, под псевдонимом
"Алькофрибас Назье".
Важным событием в жизни Рабле была, почти одновременно с выпуском первых
книг "Гаргантюа", поездка его в Рим в качестве секретаря дю-Беллэ. Она
обогатила его наблюдениями, давшими ему богатую пищу, как сатирику,
бичевание которого обрушивалось преимущественно на испорченное
католическое духовенство. Во время второй поездки в Рим, при папе Павле
III, Рабле, путём ухаживаний за кардиналами и другими влиятельными
лицами, добился от папы прощения своих многих провинностей и несколько
улучшил своё материальное положение. Тем не менее, преследования
духовенства и парламента, выражавшиеся даже в сожжении его книг,
заставляли его, несмотря на покровительство короля Франциска I,
переезжать с места на место, терпеть всяческие лишения и постоянно
дрожать за свою личную безопасность, особенно ввиду тех насилий и
казней, которые беспрерывно совершались над его лучшими друзьями и
единомышленниками. Наконец в 1551 году он получил приход в Медоне
(местечко около Парижа), где им была выпущена 4-я книга "Пантагрюэля".
Хотя анафемы Сорбонны продолжались с прежней силой, но могущественная
протекция позволила автору вести относительно спокойное существование до
самой смерти. Умер он в Париже в 1553 году.
Образцом для «Гаргантюа» послужила народная книга под тем же заглавием,
рисовавшая в карикатурном виде отживший мир рыцарских подвигов,
романтических гигантов и волшебников. Внешняя форма их -
мифологически-аллегорическая, бывшая в духе того времени и составляющая
здесь только рамку, которую автор находил наиболее удобной для выражения
своих заветных мыслей и чувств. Великое значение книги Рабле заключается
в соединении в ней сторон отрицательной и положительной. Перед нами, в
одном и том же лице автора, великий сатирик и глубокий философ, рука,
беспощадно разрушающая, создаёт, ставит положительные идеалы. Орудие
сатиры Рабле - смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои.
"Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал
огромные дозы смеха: все у него колоссально, колоссальны тоже цинизм и
непристойность, необходимые проводники всякого резкого комизма". Этот
смех, однако, отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то,
что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется, на что указывает
сам автор, прибавляя, что его произведение похоже на Сократа, у которого
под наружностью Силена и в смешном теле жила божественная душа. |