Elite-Home

Низами Гянджеви

На главную ║ Назад    Великие писатели

Низами Гянджеви (Nezami Ganjavi)

 

   Низами Гянджеви - классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока. Низами Гянджеви (Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф) родился в 1141 году по всей видимости в Гяндже, в семье ученых-богословов. Город этот, стоявший на Великом шелковом пути, по свидетельству арабского путешественника Ибн Азрака, посетившего его почти за сто лет до рождения поэта, "является великой столицей тюрков", имея в виду государство Арран, где "тюрки - как отмечал другой знаменитый историк Насави, - неисчислимы, словно муравьи". судя по содержанию его произведений, получил всестороннее философское, филологическое образование, знал, помимо родного азербайджанского (тюрки), язык науки и религии (арабский) и язык поэзии (персидский), изучал математику, алгебру, геометрию, астрономию, медицину, логику, историю, "за короткую жизнь прошел все науки - от кольца Сатурна до центра земли и стал кладезем знаний всех предметов".
   Вехи жизненного пути запечатлены в его поэмах, из коих мы знаем, что слава Низами как лирика-философа быстро росла, что он отказался от участи быть придворным поэтом, отвергал "тленные и преходящие мирские соблазны", жил на гонорары, получаемые за сочинения, которые ему заказывались. Однажды правитель Дербента подарил ему в качестве гонорара рабыню-тюрчанку Афак, Низами было тогда чуть за тридцать, и она стала его женой, музой его творчества, матерью его единственного сына Мухаммеда. Противник полигамии (многоженства) Низами писал: Одной жены тебе достаточно, ибо муж со множеством жен - одинок. Есть у Низами касыда-ода, в которой, как в известном жанре памятников, он говорит о себе, вкладе в поэзию: Я царем царей в державе мудрых мыслей стал. Этот взгляд на себя подтверждается многогранным, ярким, поистине великим литературным наследием Низами, который вошел в историю литературы как автор - помимо большого количества стихотворений во всех жанрах восточной поэзии - пяти поэм Хамсе: Сокровищница тайн, Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Семь красавиц и Искандер-наме в двух частях, сюжеты которых на протяжении многих веков вызывали и продолжают вызывать подражания на Востоке.
   Первая поэма Сокровищница тайн составлена из двадцати коротких поэтических глав, или "речей", написанных, как и другие поэмы, в стиле маснави, "парнорифмующихся строк". В них автор в форме нравоучительных притч излагает свои философские и этические взгляды на природу человека, его телесный и духовный мир, любовь как первопричину бытия, возбудитель творчества, подвигающий к добрым деяниям, возвышающий человека, размышляет о превратностях судьбы, власти и тирании. Любовная история со множеством ее разновидностей-треугольников легла в основу второй его поэмы - Хосров и Ширин, тяготеющей к роману в стихах с саморазвивающимся сюжетом. Во вступлении к поэме Низами пишет: У меня нет иного призвания, кроме воспевания любви. Третья поэма - Лейли и Меджнун - на мотив бытовавшей восточной легенды о любви. Межплеменная рознь, религиозные предрассудки не дают молодым, полюбившим друг друга, воссоединиться, и поэт Кейс, одержимый страстью, впадает в безумие. Тщетно пытаются вожди племен - отцы Кейса и Лейли, отвратить их друг от друга: Кейса насильно увозят в Мекку, но там, случайно услыхав имя Лейли, он снова загорается страстью, убегает из дома в пустыню и живет там отшельником среди птиц и животных, взывает к звездам, молится чертогу Всевышнего. Лейли, разлученная с любимым, не выдерживает разлуки и умирает, а он, узнав о ее кончине, приходит на могилу Лейлу и там же умирает. Четвертая поэма Семь красавиц была заказана Низами сельджукским султаном Сулейманом, кому автор посвящает специальную главу, - она и хвала, и наставление путем сравнения с мудрым Соломоном-Сулейманом. Рассказывая историю жизни Бахрам Гура, поэт, как и в других поэмах, снова возвращается к проблеме власти, осуждая в притчах, сопутствующих сюжету поэмы, время, когда каждый свой надел, отколовшись, в государство превратить хотел, выступая против жестокости и несправедливости, воспевая благородство правителя. В поэме постоянно обыгрывается священная цифра семь: это рассказы в семи днях недели семи жен легендарного древнеиранского шаха Бахрам Гура, взятых им из семи поясов земли и живущих в семи дворцах, каждый из которых посвящен одной из известных в то время семи планет. Идея гармонического государства занимает Низами и в последней его поэме - эпическом сказании Искандер-наме. Поэма получилась масштабной по замыслу и объемной по содержанию: в ней двадцать тысяч поэтических строк, составляющих две книги: Шараф-наме (Книга о славе) и Икбал-наме (Книга судьбы). В центре поэмы - образ Александра Македонского, но не столько реального, сколько мифологического, с кем связывались представления об идеальном правителе - мудром и справедливом, кого Коран даже причисляет к сонму пророков.

   Пять поэм Низами на многие века определили развитие поэзии народов Востока. Каждый выдающийся поэт считал своим долгом написать подражания на сюжеты пяти поэм Низами, сохраняя даже форму рифмовки. По неполным данным низамиведов, по мотивам Лейли и Меджнун написано более ста подражаний на фарси и тюркских языках. Творчество Низами - вклад не только в литературу Востока, но и Запада: В.Гёте считал Низами одним из семи гениальных поэтов всех времен и народов. Умер Низами Гянджеви в 1209 году в Гяндже.

Читать далее:

Краткий пересказ содержания "Лейли и Меджнун"

Отрывок из поэмы "Хосров и Ширин" - Выезд Хосрова на охоту

Отрывок из поэмы "Хосров и Ширин" - Хосров со старцами идет к своему отцу
 

   По материалам: http://www.krugosvet.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие писатели

Рейтинг@Mail.ru