"Одиссея" повествует о том,
как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и
опасных блужданий и приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе. В
отличие от "Илиады", действие которой развивается преимущественно в Трое
и вокруг нее и излагается как последовательное повествование, в Одиссее
место действия часто сменяется. Мы переносимся из Трои в Египет,
оказываемся в Северной Африке и на Пелопоннесе, попадаем на Итаку и на
дальний запад Средиземного моря. Действие начинается на десятом году
после взятия Трои. Гнев богов не позволил Одиссею вернуться домой. С
морской нимфой Калипсо живет он на фиалковом острове на далеком западе.
Афина, неизменная заступница Одиссея, добивается наконец у Зевса
позволения выручить Одиссея. Изменив облик, Афина является на Итаку, где
Пенелопе и ее сыну Телемаху досаждает буйная орава женихов, всего 108
человек, которые принуждают царицу выбрать одного из них в мужья (они
полагают, что Одиссей умер, однако Пенелопа все еще продолжает надеяться
на его возвращение). Афина побуждает Телемаха отправиться в путь и
попытаться добыть какие-либо вести об отце. Телемах отплывает на Пилос
(западная окраина Пелопоннеса), в столицу Нестора.
Нестор дружески принимает Телемаха, рассказывает ему, что довелось
испытать некоторым вождям греков на обратном пути из Трои, и оставляет
гостя на ночь в своем дворце. Наутро Телемах выезжает на колеснице в
Лакедемон (Спарту), в царство Менелая и Елены, которые снова живут в
мире и согласии. Они устраивают в честь Телемаха роскошный пир и тоже
рассказывают ему о приключениях греческих царей, в том числе о хитрости
с деревянным конем (выдумка Одиссея, которая привела к гибели Трою) и о
том, как Менелаю удалось изловить в Египте волшебника Протея. Но никаких
сведений об Одиссее у них нет.
Место действия вновь перемещается на Итаку. Пенелопа горюет о разлуке с
сыном, женихи готовят засаду, чтобы убить Телемаха. Боги на Олимпе снова
собираются на совет. Афина опять заговаривает об избавлении Одиссея, и
Зевс посылает Гермеса, вестника богов, чтобы тот передал Калипсо
повеление отпустить Одиссея. Калипсо скрепя сердце повинуется. Одиссей
наскоро строит плот и отплывает на восток, в направлении Итаки. Владыка
морей Посейдон, гневающийся на Одиссея за то, что он ослепил его сына,
киклопа Полифема, насылает жестокую бурю и вдребезги разбивает плот,
однако с помощью Афины Одиссею неимоверными усилиями удается добраться
до берега.
Утром он просыпается, заслышав девичьи голоса. Это явилась Навсикая,
царевна Схерии, страны, где обитают феаки, со своими служанками. Одиссей
молит их о помощи, и Навсикая благосклонно отвечает ему, наделяет пищей
и одеждой, рассказывает ему о себе и о своих царственных родителях.
Служанкам она признается, что за такого человека она бы охотно вышла
замуж. Навсикая указывает Одиссею дорогу в столицу, где Одиссей,
предоставленный сам себе, любуется великолепным дворцом и садом царя
феаков. Он входит в парадный зал и как проситель молит царицу Арету и
царя Алкиноя помочь ему вернуться на родину, они же оказывают ему
любезный прием.
На следующий день феаки устраивают пир, на котором феакийский певец
Демодок декламирует сказания о героях и богах. Алкиной просит Одиссея
назвать себя и поведать о своих приключениях. Одиссей начинает свое
захватывающее повествование с момента отплытия от Трои. Он рассказывает
о своих встречах со многими удивительными народами и чудищами: о
мстительных киконах, о лотофагах, чья пища заставляет забыть об отчизне;
об одноглазых гигантах киклопах; об Эоле, повелителе ветров, обитающем
на плавучем острове, окруженном медной стеной; о людоедах лестригонах; о
волшебнице Кирке, чей колдовской напиток превращает людей в животных:
она в течение года удерживала Одиссея и его спутников у себя на острове;
о призраках в Краю теней, среди которых Одиссею довелось повстречаться и
со своей матерью Антиклеей, и с некоторыми соратниками по Троянскому
походу. Далее Одиссей повествует о Сиренах, зачаровывающих моряков своим
пением (Одиссей сумел устоять против них лишь потому, что приказал
гребцам привязать себя к мачте, а уши своих спутников наполнил воском);
о всепожирающем морском чудовище Сцилле и о возникающем по соседству
грозном водовороте Харибде (пословица «между Сциллой и Харибдой»
восходит к ловкости Одиссея, сумевшего проскользнуть между ними); о
роковых коровах Солнца, послуживших причиной гибели последних товарищей
Одиссея, и, наконец, о гостеприимной Калипсо, на пустынном острове
которой он оказался, лишившись всех кораблей и спутников. Одиссей
рассказывает до глубокой ночи, и феаки с удовольствием ему внимают.
Щедро одарив своего гостя, они отправляют его домой на быстроходном
корабле. Одиссей погружается в глубокий сон, а выйдя из забытья,
обнаруживает, что вернулся на Итаку, где не был почти 20 лет.
Здесь Одиссея уже ждет Афина. Богиня предупреждает его об опасности,
подстерегающей его во дворце: обнаглевшие и утратившие терпение женихи
готовы убить царя, если тот явится открыто. Афина придает Одиссею образ
старого нищего, а сама отправляется в путь, чтобы вызвать Телемаха из
его поездки по материковой Греции. Одиссей приходит к благонравному
свинопасу Эвмею, который, хотя и не узнает своего господина, однако
обходится с ним весьма любезно. Возвращается Телемах и с помощью Афины
узнает отца. Вдвоем они составляют план, как погубить женихов. Телемах
направляется во дворец, а Одиссей идет туда чуть позднее, все еще в
измененном обличье. Некоторые из слуг и женихов грубо обращаются с
Одиссеем, а с профессиональным нищим Иром ему приходится вступить в
поединок. Одиссей беседует с Пенелопой и вводит ее в заблуждение своим
вымыслом. Старая няня Эвриклея узнает своего питомца по шраму на ноге,
но Одиссей запрещает ей разглашать это. Пенелопа рассказывает Одиссею,
которого она по-прежнему не узнает, о своем удивительном сне и
предупреждает, что намерена провести среди женихов состязание, чтобы
определить, за кого из них ей выйтиь замуж.
На следующий день Пенелопа распоряжается устроить испытание силы и
ловкости женихов: ее мужем станет тот, кто сумеет согнуть тугой лук
Одиссея, навязать на него тетиву и пустить стрелу так, чтобы она прошла
через 12 колец - отверстий для рукоятки в выставленных в линию топорах.
Многие женихи терпят неудачу, Одиссею же удается это сделать. Он
сбрасывает с плеч рубище, встает на пороге зала и с помощью Телемаха и
двух верных рабов истребляет женихов. Потом Пенелопа, которая поначалу
оказывает чрезмерной самоуверенности Одиссея мягкий отпор (она измышляет
свою хитроумную проверку того, что перед ней действительно ее супруг), с
радостью принимает своего давно утраченного мужа.
Наутро Одиссей отправляется навестить своего престарелого отца Лаэрта.
Однако родственники женихов пускаются за ним следом. Одиссей, которому
помогают его отец и сын, а также несколько преданных слуг, отражает их
натиск. Афина с разрешения Зевса вмешивается и восстанавливает на Итаке
мир и благоденствие.
Хотя по языку, стилю, метрике и обрисовке героев "Одиссея" чрезвычайно
схожа с "Илиадой", сюжетом, настроением и общей атмосферой она
напоминает скорее сказку или романтическую повесть, чем героический
эпос. Центральный персонаж Одиссей - настоящий герой, однако главные
свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а
среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому
изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и
отвага. Жене Одиссея Пенелопе, чтобы сохранить любовь к супругу и
верность ему во время его длительного отсутствия, приходится выдержать
не менее героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа, на
свой женский лад, столь же умна и изобретательна, как и ее муж. Телемах,
настоящий материнский баловень в начале поэмы, взрослеет на глазах под
руководством Афины. Среди второстепенных персонажей - много отчетливо
обрисованных фигур: честные слуги, такие, как Эвмей и Эвриклея; Лаэрт,
своего рода деревенский Приам; Антиклея, тоскующая о сыне, с которым она
была разлучена; высокомерные вожаки женихов; нежная Калипсо; коварная и
прекрасная Кирка; простодушные и дикие киклопы; цари, царицы и их
дочери, моряки, рабы, души умерших, волшебники, чудища - целый
многонаселенный мир, отчасти действительный, отчасти волшебный. Вообще
говоря, по сравнению с "Илиадой", боги Одиссеи более величественны и
умиротворенны. Афина здесь просто обаятельна. В противоположность
трагической концовке "Илиады", в финале Одиссеи торжествует поэтическая
справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены. Последнее слово
остается за богами. |