Абу-ль-Атахия - арабский
философ-поэт. Абу-ль-Атахия (Абу Исхак Исмаил ибн аль-Касим) родился
около 750 года недалеко от Куфы (Ирак), в семье цирюльника. Жизнь поэта
прошла относительно спокойно. Рано проявившийся поэтический талант
Абу-ль-Атахии встретил всеобщее признание, и большую часть жизни он
провел в Багдаде в качестве придворного поэта-панегириста халифов
аль-Махди, Харуна ар-Рашида, аль-Амина и аль-Мамуна. Трогательная
несчастная любовь поэта к Утбе, вольноотпущеннице и приближенной жены
халифа аль-Махди, принесла ему много горестей и, возможно, оказалась
одной из причин аскетического настроения поэта.
Общее направление поэзии Абу-ль-Атахии, преисполненной религиозного
благочестия и призывающей к воздержанию, встретило сочувствие
багдадского двора, стремившегося к укреплению авторитета халифской
власти. Поэтому поэт, несмотря на свои шиитские симпатии, пользовался
расположением при дворе. Вместе с тем мировоззрению Абу-ль-Атахии было
свойственно и некоторое свободомыслие, характерное для времени
религиозно-философских исканий. Вслед за мутазилитами поэт считал Коран
не «извечно существующим», а «сотворенным» и даже не вполне совершенным
с литературной точки зрения произведением, а свои стихи ставил порой
даже выше иных сур Корана. Божественное откровение он не считал надежным
средством в овладении истинным знанием и предпочитал в поисках истины
опираться на собственный разум.
Творчество Абу-ль-Атахии можно разделить на два периода. На первом этапе
он выступает как лирик, весь ушедший в воспевание своих любовных
переживаний. Его стихи любовного содержания, посвященные Утбе, очень
изящны и, в отличие от газелей его предшественника Омара ибн Аби Рабии,
целомудренны и лишены какого бы то ни было налета фривольности.
Постепенно, однако, его скептицизм переходит в безотрадный пессимизм, и
любовная лирика сменяется философским раздумьем. Главное место в
творчестве поэта занимают его зухдийят, напоминающие порой облеченные в
литературную форму религиозные проповеди или философские размышления о
смысле жизни и грядущем конце. В этом жанре Абу-ль-Атахия предвосхитил
творчество прославленного арабского поэта-философа аль-Маарри.
Абу-ль-Атахия, как и другие поэты «Обновления», был новатором
поэтической формы. Он восставал против поэтического эпигонства и даже,
рискуя навлечь на себя гнев схоластов-филологов, отступал от норм
традиционной поэтики, говоря, что он «выше всякой метрики». Отвергая
вычурность, пышность и искусственность, он стремился к общедоступности
поэтического языка и избегал архаизмов.
Абу-ль-Атахия был поэтом философско-аскетического мировоззрения,
сложившегося как реакция на вольность нравов, царившую в Халифате. В его
поэзии, обличавшей процветавшую в столице Халифата распущенность,
содержалась хотя и косвенная, но достаточно острая критика придворных
нравов. Абу-ль-Атахию принято считать одним из основных создателей
особого жанра лирической поэзии - зухдийят. Арабский термин «зухдийят»
(от зухд - воздержание, аскетизм) лишь частично выражает содержание
этого жанра. Арабы причисляют к жанру зухдийят в первую очередь стихи
грустного, элегического и вместе с тем благочестивого характера, в
которых содержатся пессимистические размышления о бренности всего
земного, а иногда и критика общественных несправедливостей.
Умер Абу-ль-Атахия приблизительно в 825 году. |