«Жив курилка…» - кричит
Кола приятелям, пришедшим посмотреть, помер ли он от чумы. Но нет, Кола
Брюньон, «старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом,
уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий», не собирается
покидать столь любимую им землю и по-прежнему упивается жизнью, даже
находит её «более смачной, чем раньше». Кола - столяр, у него дом,
сварливая жена, четверо сыновей, любимая дочь и обожаемая внучка Глоди.
Вооружившись долотом и стамеской, он стоит перед верстаком и делает
мебель, украшая её замысловатыми узорами. Истинный художник. Кола
ненавидит серость и пошлость, каждое его изделие - настоящее
произведение искусства. Хорошенько поработав, Брюньон охотно воздает
должное старому бургундскому и вкусной еде. Кола радуется каждому
прожитому дню, он живет в ладу с собой и так же старается жить и со всем
миром. Но увы! последнее-то как раз удается далеко не всегда. Недавно во
Франции умер добрый король Генрих IV, его сын Людовик еще мал, и страной
правит вдовствующая королева-регентша Мария Медичи вместе со своими
фаворитами-итальянцами. Затихшая было при Генрихе вражда между
католиками и гугенотами вспыхивает с новой силой. «Пускай всякий живет
себе в нашей Франции и не мешает жить другим!» - считает Кола. Он
согласен со всеми богами и готов распить бочонок доброго вина и с
католиком, и с гугенотом. Политика - это забава для принцев, а
крестьянам нужна земля. Крестьяне делают землю плодородной, растят хлеб,
ухаживают за виноградниками, а потом пьют доброе вино.
Наступает весна, и снова ноет сердце старика Брюньона - никак не может
он забыть свою юношескую любовь, рыжеволосую красавицу Селину. Не он
один был влюблен в эту спорую на работу и острую на язычок девушку,
прозванную Ласочкой. Пришлось тогда Кола даже помериться силой с лучшим
своим приятелем, но напрасно: досталась бойкая Ласочка жирному мельнику.
Вот спустя много-много лет отправляется Кола поглядеть на свою Ласочку.
И хотя та уже старуха, в глазах Брюньона она прекрасна, как и раньше.
Только сейчас узнает Кола, что любила его Ласочка больше всех на свете,
да только упряма была, вот и вышла за другого. Но прошлого не воротишь…
Но станет ли Кола «дуться на жизнь, как старый дурак, оттого, что это и
то не так? Все хорошо, как оно есть. Чего у меня нет, ну его к чертям!»
Летом в городке Кламси, подле которого живет Кола, вспыхивает эпидемия
чумы. Брюньон отправляет семью в деревню, а сам остается есть, пить и
веселиться вместе с друзьями, уверенный, что чума минует его дом
стороной. Но однажды он обнаруживает у себя при знаки страшной болезни.
Опасаясь, что его дом сожгут, как и все дома, где побывала чума, Кола,
захватив любимые книги, перебирается в хижину на своем винограднике.
Жизнелюбие Кола, целительная сила земли побеждают недуг, Кола
поправляется. «Жив курилка…»
В деревне в это время заболела чумой жена Брюньона, а затем и любимая
внучка Глоди. Чего только Кола не делал, чтобы спасти девочку, даже в
лес её носил - чтобы старуха поворожила. Смерть отступила от ребенка, но
прибрала к себе жену Брюньона. Похоронив жену и поставив на ноги внучку,
Кола возвращается домой - на пепелище. Едва началась чума, старшины
покинули город, отдав его на растерзание проходимцам, охочим до чужого
добра, И под предлогом, что надо жечь дома, где была чума, бандиты
принялись хозяйничать в городе и его окрестностях. Дом Кола пустовал, с
него и начали: все начисто разграбили, а потом сожгли и дом, и
мастерскую, и все его работы, что там были. Ничего не осталось у
Брюньона. Но он не унывает - иначе он не был бы Брюньоном! Кола
решительно направляется в Кламси - пора навести в городе порядок. По
дороге он встречает своего подмастерья, который, рискуя жизнью, спас из
горящей мастерской одну из работ Брюньона - фигурку Магдалины. И мастер
понимает: не все потеряно, ведь осталась лучшая из его работ - душа
мальчишки-подмастерья, которому он сумел внушить такую же, как у него,
любовь к прекрасному.
Брюньон поднимает жителей Кламси на борьбу с грабителями. Когда те
совершают очередной набег на винные погреба, вооруженные горожане во
главе с Кола дают им достойный отпор, и большинство грабителей гибнет
под горящими развалинами. А тут и королевское правосудие подоспело, как
раз вовремя. Но мнение Кола таково: «Подсоби себе сам, подсобит и
король».
Наступает осень. Оставшийся без крова Брюньон ночует то у одного
приятеля, то у другого - совместная борьба с разбойной шайкой сплотила
горожан. Но жизнь налаживается, у всех свои заботы, и Кола приходится
поселиться у дочери, которая давно уже зовет его к себе. Но ему хочется
иметь собственный угол, и он начинает потихоньку восстанавливать свой
дом - сам ковыряет камень в каменоломне, сам кладет стены, не брезгуя,
разумеется, помощью соседей. Но однажды он, оступившись, падает с лесов,
ломает ногу и оказывается прикованным к постели - «пойманным за лапку».
И вот «старый хрыч» Кола попадает в полное подчинение к своей дочери
Мартине. И незаметно правит всем в доме. А на Крещение у Мартины
собирается все семейство Кола - сама хозяйка, четыре сына Брюньона,
многочисленные внуки. И хотя у Кола не осталось ни кола, ни двора, он
все равно богат - сидит во главе стола, на голове его корона - пирожная
форма, он пьет и счастлив. Потому что «всякий француз родился королем.
Здесь я хозяин, и здесь мой дом». |