Ромен Роллан - французский
писатель. Ромен Роллан родился 29 января 1866 года в Кламси, маленьком
городке на юге Франции, в семье нотариуса. В 1880 году семья переехала в
Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. С ранних лет, когда
мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно
произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого,
он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 году юноша
поступает в весьма престижную "Эколь нормаль сюперьер", где изучает
историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его
мать, и в 1889 году получает диплом преподавателя. С 1889 по 1891 года
Роллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю в "Эколь франсэз",
однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под
впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл
исторических драм, в основе которых лежат события и личности
итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой
фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких
знаменитостей XIX века, как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше
и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому
романтизму существенно повлияли на образ мыслей Роллана.
Вернувшись в 1891 году в Париж, Роллан продолжает писать пьесы и
заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 года он женился на
Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены
возвращаются в Рим, где Роллан начинает работу над диссертацией об
оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893
году Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской
и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в
торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в
области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для
него учрежденную. В течение следующих 17 лет Роллан совмещает занятие
литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в
Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных
исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с
Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради»
("Cahiers de la Quinzaine") Роллан печатает свои первые произведения.
Поскольку Роллан больше всего интересовала история культуры, в
особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды,
он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над
которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный
итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а
второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") - включал в себя
три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898)
и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие
циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.
«Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904
по 1912 года, представляет собой историю жизни гениального музыканта,
прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму
европейской жизни первого десятилетия XX века. Отдельными частями роман
печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую
известность и принес Роллану международное признание, после чего
писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе.
Нобелевскую премию по литературе за 1915 год Роллан получил в основном
благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь
в 1916 году - отчасти из-за скандала, вызванного тем, что Роллан,
поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал
в 1915 году страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой»
("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм,
против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших
пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Роллан
получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм
литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он
описывает различные человеческие типажи». В годы между мировыми войнами
писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни
и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие
статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки,
романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической
мыслью; в 1931 году к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию
которого Роллан написал в 1924 году. Главным художественным
произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная
душа» ("L'Ame enchantee", 1925-1933), семитомный роман, в котором
описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных
возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное
гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается
от иллюзий. В 1934 году Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года
спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны
писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах
борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 года Ромен Роллан скончался от
туберкулеза, которым страдал с детства. |