Elite-Home

Ромен Роллан

На главную ║ Назад    Великие писатели

Ромен Роллан (Romain Rolland)

 

   Ромен Роллан - французский писатель. Ромен Роллан родился 29 января 1866 года в Кламси, маленьком городке на юге Франции, в семье нотариуса. В 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 году юноша поступает в весьма престижную "Эколь нормаль сюперьер", где изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 году получает диплом преподавателя. С 1889 по 1891 года Роллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю в "Эколь франсэз", однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения. В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX века, как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Роллана.
   Вернувшись в 1891 году в Париж, Роллан продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 года он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Роллан начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 году Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную. В течение следующих 17 лет Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") Роллан печатает свои первые произведения. Поскольку Роллан больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» ("Les Tragedies de la foi") - включал в себя три пьесы: «Святой Людовик» ("Saint Louis", 1897), «Аэрт» ("Aert", 1898) и «Торжество разума» ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

   «Жан-Кристоф» ("Jean-Christophe"), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 года, представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX века. Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую известность и принес Роллану международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе. Нобелевскую премию по литературе за 1915 год Роллан получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 году - отчасти из-за скандала, вызванного тем, что Роллан, поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 году страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Роллан получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». В годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 году к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Роллан написал в 1924 году. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная душа» ("L'Ame enchantee", 1925-1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий. В 1934 году Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 года Ромен Роллан скончался от туберкулеза, которым страдал с детства.

Читать далее:

Кола Брюньон (краткое содержание)

Жан-Кристоф (краткое содержание)

Очарованная душа (краткое содержание)
 

   По материалам: http://www.peoples.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие писатели

Рейтинг@Mail.ru