Elite-Home

Назым Хикмет Ран

На главную ║ Назад    Великие писатели

Назым Хикмет Ран (Nazim Hikmet Ran)

 

   Назым Хикмет Ран - турецкий поэт, писатель, сценарист, драматург. Назым Хикмет Ран родился 20 января 1902 года в Салониках, в аристократической семье. В раннем возрасте познакомился с суфийской поэзией, что оказало влияние на формирование его эстетических вкусов и нравственных качеств. В 12 лет написал первое стихотворение "Из уст моряка", с 15 лет начал публиковать отдельные стихотворения. Будучи офицером-стажером на крейсере, заболел плевритом, и был признан негодным к военной службе. В 1920 году уехал из оккупированного союзниками - англичанами и французами - Стамбула в Анатолию, где в это время находился центр национально-освободительного движения, возглавляемого Кемаль-пашой (Кемалем Ата-тюрком). Здесь преподавал в лицее г. Болу. Воодушевленный происходящими в России событиями и под влиянием революционных идей, едет в Батум, затем - в Москву. Здесь поступает учиться в Коммунистический университет трудящихся Востока на факультет «Экономика и общественная жизнь» (1922-1924). В 1922 году вступил в коммунистическую партию.
   В 1924 году возвратился в Турцию, работал в журнале «Айдынлык». В его стихотворениях этого периода присутствуют элементы футуризма, одним из первых в турецкой поэзии начинает использовать акцентный стих и верлибр. В 1927 году снова приезжает в СССР. В Баку в 1928 году выходит первый поэтический сборник Хикмета "Песня льющих солнце". Вернувшись в 1928 году в Турцию, погружается в бурную литературную жизнь - выходят сборники стихов о тяжелой доле турецкого народа "835 строк" (1929), "Варан-3" (1930), "1+1=1" (1930), "Город, потерявший голос" (1931), в которых звучит призыв к борьбе за новые идеалы и воспевается революция. В поэме "Джиоконда и Си-Яу" (1929) и романе в стихах "Почему Бенерджи покончил с собой?" (1932) Хикмет выступает против империалистической колониальной политики. Судьбам человека в обществе посвящены пьесы "Череп" (1932), "Дом покойника" (1932), "Забытый человек" (1935). В поэтическом сборнике "Портреты" (1935), поэме "Письма к Таранта Бабу" (1935), публицистическом эссе "Немецкий фашизм и расовая теория" (1936) разоблачается фашизм и его турецкие последователи. Творчество и коммунистические взгляды Хикмета вызывают все большее недоверие у пришедшего к власти националистического режима. После выхода сборника стихов "Телеграмма, поступившая ночью" (1932) с призывом к турецким коммунистам быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на 5 лет тюрьмы (через год освобожден по амнистии). В дальнейшем после выхода каждой книги его приговаривали к очередному тюремному заключению. Последняя из опубликованных в Турции при жизни поэта книга "Поэма (дестан) о шейхе Бедреддине, сыне кадия Шимавне" (1936) с приложением брошюры Национальная гордость (сокращенный перевод работы Ленина О национальной гордости великороссов), написанная в тюрьме города Бурса, посвящена реальному историческому лицу. В книге прослеживается связь коммунистических взглядов автора и принципов суфийской философии. В сочинении речь идет о том, как в начале 15 века суфийский наставник шейх Махмуд Бедреддин толковал Коран, исходя из суфийского учения о единстве вселенной и равенстве всех людей перед Всевышним. Он возглавил восстание на севере Османской империи, восставшие создали свое, справедливое общественное устройство, обобществили землю и богатства, провозгласили равенство людей.

   В 1938 году Хикмет был осужден на 28 лет тюремного заключения. В тюрьме были написаны эпопея "Человеческая панорама2 (1941-1961) - поэтическая история 20 века, опубликованная на турецком языке только в 1966-1967, а также поэтический цикл Письма из тюрьмы, пьесы "Легенда о любви", "Иосиф Прекрасный". В 1950 году турецкое правительство под нажимом мировой общественности освободило поэта. Всего он провел в тюрьмах около 17 лет. Едва выйдя из заключения, Хикмет узнал о готовящемся против него заговоре и на рыбацкой лодке ушел в открытое море, где был подобран пароходом, следовавшим в Румынию. В 1951 году , лишенный турецкого гражданства, прилетел из Бухареста в СССР, который отныне стал его второй родиной. Здесь Хикмет убеждается, что действительность зачастую противоречит провозглашенным идеалам. В СССР были созданы пьесы "Рассказ о Турции" (1952), "Чудак" (1955) - в последней, как и в написанной в 1935 году в Турции пьесе "Всеми забытый", речь идет о неизбежности столкновения творческой личности и общества. В пьесе "А был ли Иван Иванович?" (1956) в центре внимания автора - проблема мертвящей силы бюрократии и культа личности. По сценариям Назыма Хикмета в СССР были сняты фильмы "Двое из одного квартала" (1957), "Влюбленное облако" (1959), "Мир дому твоему" (1963), поставлен балет "Легенда о любви" (музыка А. Меликова). В 1950 году он стал лауреатом Международной премии Мира, был членом Бюро (с 1951) и Президиума Всемирного Совета Мира (с 1959). Умер Назым Хикмет Ран 3 июня 1963 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Читать далее:

Стихотворение "Восток и Запад"

Стихотворение "Песня пьющих Солнце"

Стихотворение "Плакучая ива"

Стихотворение "О жизни"
 

   По материалам: http://www.krugosvet.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие писатели

Рейтинг@Mail.ru