Назым Хикмет Ран - турецкий
поэт, писатель, сценарист, драматург. Назым Хикмет Ран родился 20 января
1902 года в Салониках, в аристократической семье. В раннем возрасте
познакомился с суфийской поэзией, что оказало влияние на формирование
его эстетических вкусов и нравственных качеств. В 12 лет написал первое
стихотворение "Из уст моряка", с 15 лет начал публиковать отдельные
стихотворения. Будучи офицером-стажером на крейсере, заболел плевритом,
и был признан негодным к военной службе. В 1920 году уехал из
оккупированного союзниками - англичанами и французами - Стамбула в
Анатолию, где в это время находился центр национально-освободительного
движения, возглавляемого Кемаль-пашой (Кемалем Ата-тюрком). Здесь
преподавал в лицее г. Болу. Воодушевленный происходящими в России
событиями и под влиянием революционных идей, едет в Батум, затем - в
Москву. Здесь поступает учиться в Коммунистический университет
трудящихся Востока на факультет «Экономика и общественная жизнь»
(1922-1924). В 1922 году вступил в коммунистическую партию.
В 1924 году возвратился в Турцию, работал в журнале «Айдынлык». В его
стихотворениях этого периода присутствуют элементы футуризма, одним из
первых в турецкой поэзии начинает использовать акцентный стих и верлибр.
В 1927 году снова приезжает в СССР. В Баку в 1928 году выходит первый
поэтический сборник Хикмета "Песня льющих солнце". Вернувшись в 1928
году в Турцию, погружается в бурную литературную жизнь - выходят
сборники стихов о тяжелой доле турецкого народа "835 строк" (1929),
"Варан-3" (1930), "1+1=1" (1930), "Город, потерявший голос" (1931), в которых
звучит призыв к борьбе за новые идеалы и воспевается революция. В поэме
"Джиоконда и Си-Яу" (1929) и романе в стихах "Почему Бенерджи покончил с
собой?" (1932) Хикмет выступает против империалистической колониальной
политики. Судьбам человека в обществе посвящены пьесы "Череп" (1932), "Дом
покойника" (1932), "Забытый человек" (1935). В поэтическом сборнике "Портреты" (1935), поэме
"Письма к Таранта Бабу" (1935), публицистическом
эссе "Немецкий фашизм и расовая теория" (1936) разоблачается фашизм и его
турецкие последователи. Творчество и коммунистические взгляды Хикмета
вызывают все большее недоверие у пришедшего к власти националистического
режима. После выхода сборника стихов "Телеграмма, поступившая ночью"
(1932) с призывом к турецким коммунистам быть стойкими в борьбе за
демократию, он был осужден на 5 лет тюрьмы (через год освобожден по
амнистии). В дальнейшем после выхода каждой книги его приговаривали к
очередному тюремному заключению. Последняя из опубликованных в Турции
при жизни поэта книга "Поэма (дестан) о шейхе Бедреддине, сыне кадия
Шимавне" (1936) с приложением брошюры Национальная гордость (сокращенный
перевод работы Ленина О национальной гордости великороссов), написанная
в тюрьме города Бурса, посвящена реальному историческому лицу. В книге
прослеживается связь коммунистических взглядов автора и принципов
суфийской философии. В сочинении речь идет о том, как в начале 15 века
суфийский наставник шейх Махмуд Бедреддин толковал Коран, исходя из
суфийского учения о единстве вселенной и равенстве всех людей перед
Всевышним. Он возглавил восстание на севере Османской империи,
восставшие создали свое, справедливое общественное устройство,
обобществили землю и богатства, провозгласили равенство людей.
В 1938 году Хикмет был осужден на 28 лет тюремного заключения. В тюрьме
были написаны эпопея "Человеческая панорама2 (1941-1961) - поэтическая
история 20 века, опубликованная на турецком языке только в 1966-1967, а
также поэтический цикл Письма из тюрьмы, пьесы "Легенда о любви", "Иосиф
Прекрасный". В 1950 году турецкое правительство под нажимом мировой
общественности освободило поэта. Всего он провел в тюрьмах около 17 лет.
Едва выйдя из заключения, Хикмет узнал о готовящемся против него
заговоре и на рыбацкой лодке ушел в открытое море, где был подобран
пароходом, следовавшим в Румынию. В 1951 году , лишенный турецкого
гражданства, прилетел из Бухареста в СССР, который отныне стал его
второй родиной. Здесь Хикмет убеждается, что действительность зачастую
противоречит провозглашенным идеалам. В СССР были созданы пьесы "Рассказ
о Турции" (1952), "Чудак" (1955) - в последней, как и в написанной в 1935
году в Турции пьесе "Всеми забытый", речь идет о неизбежности столкновения
творческой личности и общества. В пьесе "А был ли Иван Иванович?" (1956)
в центре внимания автора - проблема мертвящей силы бюрократии и культа
личности. По сценариям Назыма Хикмета в СССР были сняты фильмы "Двое из
одного квартала" (1957), "Влюбленное облако" (1959), "Мир дому твоему"
(1963), поставлен балет "Легенда о любви" (музыка А. Меликова). В 1950
году он стал лауреатом Международной премии Мира, был членом Бюро (с
1951) и Президиума Всемирного Совета Мира (с 1959). Умер Назым Хикмет
Ран 3 июня 1963 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. |