Симадзаки Тосон - японский
писатель, поэт. Симадзаки Тосон родился 17 февраля 1872 года в Ямагути,
префектура Нагано (Япония). Первый сборник стихов «Вакана-сю» (Молодые
плоды, 1897) рисует Симадзаки как восторженного романтического поэта,
находившегося под сильнейшим влиянием английских прерафаэлитов. Таков же
и второй сборник «Хитока-бунэ» (Лепесток-ладья, 1898). Однако «Нацугуса»
(Летняя трава, 1898), содержащий стихи, написанные под влиянием
пребывания в деревне, уже знаменует начало перехода Симадзаки к поэзии
реальной природы и жизни. Этот переход закрепляется в последнем сб.
«Ракубайсю» (Опавшие цветы сливы, 1900), где появляются уже темы
крестьянской жизни, труда, конечно в идеалистической трактовке. Такая
эволюция приводит Симадзаки к прозе.
Историческая заслуга поэта Симадзаки в истории японской поэзии в том,
что он (совместно с Дои Бансуй) окончательно утвердил в Японии форму так
называемого «нового стиха» (синтайси), резко порвавшего с традициями
феодальной поэзии и превратившегося в основной вид новой японской
буржуазной поэзии. В 1904-1905 годах появился его первый большой роман
«Хакай» (Нарушенный завет), сразу сделавший имя автора знаменитым.
Симадзаки Тосон поднимает в нем большую общественную проблему - проблему
социального неравенства, выступая в нем в защиту японских париев (эта) в
духе широко развивавшегося тогда среди либеральной буржуазии «движения
сочувствия». Вслед за этим он издал два романа: «Хару» (Весна, 1907) и
«Иэ» (Семья, 1909-1910) - большие полотна общественной жизни тех лет.
«Хару» рисует то поколение мечтателей, энтузиастов юношей, мечущихся от
бурного восторга к крайнему пессимизму, современником которого был сам
автор. «Иэ» рисует судьбу большой помещичьей семьи, приводимой
развертывающимся капитализмом к распаду и к необходимости искать новых
путей. Историческая заслуга Симадзаки Тосон этого этапа в том, что он
окончательно укрепил в японской литературе жанр реалистического (в
японской литературе именуемого «натуралистическим»)
общественно-проблемного романа в духе настроений передовых слоев
буржуазной интеллигенции тех лет. В этих романах достигает своей
законченности новый японский литературный язык.
В 1913 года Симадзаки Тосон уехал во Францию, откуда возвратился только
в 1916 году. В 1918-1919 годах вышел его новый роман «Синсэй» (Новая
жизнь), отражающий новую фазу его творческого развития. Сюжет романа -
любовь пожилого мужчины к молодой девушке - служит автору уже не для
широких полотен общественной жизни, а для сложных психологических
узоров. Из-за этого психологизма, обилия самопризнаний и самоанализа
этот роман многие называют «Исповедью». После нескольких мелких вещей,
из которых наиболее значительна повесть «Араси» (Буря, 1927), с 1929 по
1932 года Симадзаки печатает новый роман «Иоакэ-маэ» (Пред рассветом) -
грандиозную историческую эпопею, долженствующую охватить всю
революционную эпоху 1853-1867 годов и показать крушение феодализма и
рождение современной Японии. Судя по первому вышедшему тому, автор не
подымается до понимания событий тех лет как революции, не может понять и
половинчатости этой революции (так наз. революции Мейдзи, 1867),
обеспечившей сохранение в Японии ряда феодальных элементов. Тем не менее
автор дает ярчайшую картину той эпохи, и успех его романа огромен: с
1931 года он уже выдержал 25 изданий. Задачи этого повидимому последнего
произведения Симадзаки Тосон - не только осознать тот путь, по которому
пошла новая Япония, но и подвести итог своему собственному творчеству
пути. Умер Симадзаки Тосон 22 августа 1943 года в Оисо, префектуре
Канагава. |