Elite-Home

Симадзаки Тосон

На главную ║ Назад    Великие писатели

Симадзаки Тосон (Shimazaki Toson)

 

   Симадзаки Тосон - японский писатель, поэт. Симадзаки Тосон родился 17 февраля 1872 года в Ямагути, префектура Нагано (Япония). Первый сборник стихов «Вакана-сю» (Молодые плоды, 1897) рисует Симадзаки как восторженного романтического поэта, находившегося под сильнейшим влиянием английских прерафаэлитов. Таков же и второй сборник «Хитока-бунэ» (Лепесток-ладья, 1898). Однако «Нацугуса» (Летняя трава, 1898), содержащий стихи, написанные под влиянием пребывания в деревне, уже знаменует начало перехода Симадзаки к поэзии реальной природы и жизни. Этот переход закрепляется в последнем сб. «Ракубайсю» (Опавшие цветы сливы, 1900), где появляются уже темы крестьянской жизни, труда, конечно в идеалистической трактовке. Такая эволюция приводит Симадзаки к прозе.
   Историческая заслуга поэта Симадзаки в истории японской поэзии в том, что он (совместно с Дои Бансуй) окончательно утвердил в Японии форму так называемого «нового стиха» (синтайси), резко порвавшего с традициями феодальной поэзии и превратившегося в основной вид новой японской буржуазной поэзии. В 1904-1905 годах появился его первый большой роман «Хакай» (Нарушенный завет), сразу сделавший имя автора знаменитым. Симадзаки Тосон поднимает в нем большую общественную проблему - проблему социального неравенства, выступая в нем в защиту японских париев (эта) в духе широко развивавшегося тогда среди либеральной буржуазии «движения сочувствия». Вслед за этим он издал два романа: «Хару» (Весна, 1907) и «Иэ» (Семья, 1909-1910) - большие полотна общественной жизни тех лет. «Хару» рисует то поколение мечтателей, энтузиастов юношей, мечущихся от бурного восторга к крайнему пессимизму, современником которого был сам автор. «Иэ» рисует судьбу большой помещичьей семьи, приводимой развертывающимся капитализмом к распаду и к необходимости искать новых путей. Историческая заслуга Симадзаки Тосон этого этапа в том, что он окончательно укрепил в японской литературе жанр реалистического (в японской литературе именуемого «натуралистическим») общественно-проблемного романа в духе настроений передовых слоев буржуазной интеллигенции тех лет. В этих романах достигает своей законченности новый японский литературный язык.

   В 1913 года Симадзаки Тосон уехал во Францию, откуда возвратился только в 1916 году. В 1918-1919 годах вышел его новый роман «Синсэй» (Новая жизнь), отражающий новую фазу его творческого развития. Сюжет романа - любовь пожилого мужчины к молодой девушке - служит автору уже не для широких полотен общественной жизни, а для сложных психологических узоров. Из-за этого психологизма, обилия самопризнаний и самоанализа этот роман многие называют «Исповедью». После нескольких мелких вещей, из которых наиболее значительна повесть «Араси» (Буря, 1927), с 1929 по 1932 года Симадзаки печатает новый роман «Иоакэ-маэ» (Пред рассветом) - грандиозную историческую эпопею, долженствующую охватить всю революционную эпоху 1853-1867 годов и показать крушение феодализма и рождение современной Японии. Судя по первому вышедшему тому, автор не подымается до понимания событий тех лет как революции, не может понять и половинчатости этой революции (так наз. революции Мейдзи, 1867), обеспечившей сохранение в Японии ряда феодальных элементов. Тем не менее автор дает ярчайшую картину той эпохи, и успех его романа огромен: с 1931 года он уже выдержал 25 изданий. Задачи этого повидимому последнего произведения Симадзаки Тосон - не только осознать тот путь, по которому пошла новая Япония, но и подвести итог своему собственному творчеству пути. Умер Симадзаки Тосон 22 августа 1943 года в Оисо, префектуре Канагава.

Читать далее:

Стихотворение "Осенняя песня"
 

   По материалам: http://skyglobe.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие писатели

Рейтинг@Mail.ru