Федерико Гарсиа Лорка -
испанский поэт и драматург. Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898
года в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. С детства
увлекался живописью, занимался музыкой. В подростковом возрасте начал
писать стихи и декламировал их в местных кафе. Изучал право в Гранадском
университете. В 1918 году опубликовал книгу прозы, написанную по
впечатлениям от поездки в Кастилию. В 1919 году перевелся в Мадридский
университет на отделение литературы. Организовывал театральные
представления, выступал с публичным чтением своих стихов. В это время
его имя ассоциировалось с группой «Поколение 27», к которой относились
также Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, поэт Рафаэль Альберти.
В 1921 году вышла первая Книга стихов (Libro de poemas), в которой
чувствуется влияние Дарио и Хименеса, при этом поэзию Лорки отличает
близость к народной культуре и особая музыкальность стиха. Второй
поэтический сборник Песни (Canciones, 1927) передает драматическое
видение жизни, присущее андалузским народным песням. В это время
увлекался древним традиционным андалузским «глубоким пением» (cante
jondo), участвовал в организации фестивалей. Занимался живописью – в
1927 году в Барселоне состоялась его выставка. С 1929 года возглавлял
студенческую театральную труппу Балаган (La Barraca). Ее участники
старались возродить интерес к классической национальной драматургии -
разъезжали по селам с постановками испанской классики - Лопе де Веги,
Кальдерона, Сервантеса. Первый театральный успех Лорки был связан с
постановкой пьесы Мариана Пинеда (Mariana Pineda, 1929) с декорациями
Сальвадора Дали - исторической поэмы в стихах о гибели замученной за
участие в тайной деятельности против тирана Фердинанда VII жительницы
Гранады. Наибольшую известность Лорке-поэту в Испании и за ее пределами
принесли поэтические сборники Цыганские баллады (Romancero gitano, 1928)
и Поэма о канте хондо (El Poema del cante jondo, 1931), после которых за
ним утвердилась слава «цыганского поэта». В них наиболее полно
проявились характерные черты дарования Лорки - он воспринимает жизнь
фатально, как роковое предначертание, лиризм исполнен огромного
эмоционального накала. В 1929 году ездил в Нью-Йорк изучать английский в
Колумбийском университете. Познакомился с местными любительскими и
профессиональными театральными коллективами. Здесь был написан
поэтический сборник Поэт в Нью-Йорке (Poeta en Nueva York),
опубликованный после смерти автора, в 1940. По возвращении в Испанию в
1931 году организовал собственную театральную компанию. Пробовал себя в
драматургии - писал популярные фарсы - Волшебная башмачница (La Zapatera
prodigiosa, 1930) и Любовь дона Перлимплина (Amor de Don Perlimplin con
Belisa en su jardin, 1933). В 1933 году совершил поездку в Буэнос-Айрес,
где руководил постановкой своих пьес.
В марте 1933 года в Мадриде состоялась премьера трагедии Кровавая
свадьба (Bodas de sangre, 1933). Она имела огромный успех и с тех пор не
сходит с подмостков испанских театров. Сюжет был взят из газетной
заметки о невесте, сбежавшей в свадебную ночь с возлюбленным. Пьеса
стала первой частью задуманной трилогии, посвященной «испанской
вселенной», в основу каждой из частей которой была положена трагедия
женщины, ставшей причиной кровавой распри. В трагедии Иерма (Yerma,
1934), второй части испанской трилогии, речь идет о жаждущей материнства
женщине, муж которой неспособен сделать ее матерью. Не желая осуществить
свое желание с другим человеком или, нарушив традиции, покинуть супруга,
она решается на убийство мужа. Несмотря на сильное трагическое звучание,
Иерма не пользовалась таким успехом, как Кровавая свадьба, -
консервативные критики обвинили драматурга в покушении на традиционные
испанские ценности. Неоконченная трагедия Дом Бернарды Альбы (La Casa de
Bernarda Alba, 1935) считается третьей частью испанской трилогии. В ее
основе - история пяти дочерей деспотичной матери, требующей
неукоснительного выполнения строгих моральных предписаний. Но дочери
хотят любить и пытаются найти свои способы покинуть материнский дом.
Последнее поэтическое произведение относится к 1935 году - Плач по
Игнасио Cанчесу Мехиасу (Llanto por Ignacio Sanchez Mehias) было
написано в память его погибшего друга - знаменитого тореадора.
Летом 1936 года перед запланированной поездкой в Мексику поехал на родину. В
Испании начиналась гражданская война, и на четвертый день его пребывания
в Гранаде вспыхнул военный мятеж на юге Испании. Городской гарнизон
присоединился к мятежникам, новые хозяева города стали проводить
массовые аресты и расстрелы «левых» и сторонников республиканцев. Лорка
не принадлежал ни к какой политической партии, хотя и считался левым. 19
августа 1936 года по приказу франкистского центра в Севилье вместе со
школьным учителем и двумя матадорами он был расстрелян в овраге Виснар в
предгорьях Сьерра-Невады. |