Георгий Владимирович Иванов
- русский поэт, прозаик, переводчик. Георгий Владимирович Иванов родился
29 октября 1894 года в имение Студёнки близ Ковно (Литва). Сын военного,
Иванов воспитывался в Петербургском кадетском корпусе. Печататься начал
в 17 лет, в 1911 году издал свою первую поэтическую книгу Отплытие на
остров Цитеру. До революции Ивановым были изданы сборники Горница (1914)
и Вереск (1916). Мотив «бессмыслицы земного испытанья», возникший уже в
ранних стихотворениях Иванова, станет одним из основных в его поэзии
начиная со сборника Сады (1921) и приобретет доминирующее значение в
книгах эмигрантского периода.
С 1917 года Иванов входил в акмеистский «Цех поэтов», после революции
участвовал в деятельности издательства «Всемирная литература», где
входил в возглавляемую Гумилевым французскую секцию. Гибель Гумилева
означала для Иванова не только закат поэтической школы, к которой
примыкал он сам, но и самое бесспорное свидетельство краха всей русской
культуры. В книге мемуаров Петербургские зимы (1928) Иванов пишет о том,
что крах был следствием большевистского насилия, но в большой степени и
результатом внутреннего кризиса самой этой культуры. Умирание великой
традиции составляет постоянный поэтический сюжет Иванова (сборникики
Лампада, 1922, Розы, 1931). Поэтика центона, когда стихотворение
составлялось из стихов какого-либо одного или нескольких поэтов, вызывая
многочисленные и не всегда проясненные ассоциации с поэтами от Тютчева
до Блока, стала наиболее характерной особенностью Иванова в книгах Розы
и Портрет без сходства (1950), принесших ему славу первого поэта русской
эмиграции.
В лирике позднего периода важное место занимает тема омертвения
традиционных способов художественного изображения мира и резко
изменившегося статуса поэзии, которой более не дано пробуждать страстный
отклик масс («Нельзя поверить в появление нового Вертера... Новые
железные законы, перетягивающие мир, как сырую кожу, не знают утешения
искусства»). С этой позиции Иванов, на протяжении первых двух
эмигрантских десятилетий активно работавший как критик, подходил к
оценке явлений современной литературы. Его взгляды и намеченные им
эстетические приоритеты оказали существенное воздействие на поэзию
«Парижской ноты», тесно связанную с деятельностью журнала «Числа», где
Иванов был одним из главных сотрудников. В годы Второй мировой войны
Иванов придерживался взгляда на события, который впоследствии вызвали
нападки на него за коллаборационизм. В послевоенные годы общественная
позиция Иванова приобрела отчетливо выраженный антисоветский характер,
что в новых условиях привело его к конфликту с Г.Адамовичем, своим
литератунным единомышенником еще по петербургскому периоду. Умер Георгий
Владимирович Иванов в Йере (департамент Вар, Франция) 2 августа 1958
года. |