Марина Ивановна Цветаева -
русская поэтесса. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892
года в Москве. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в
Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах
Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку
в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории
старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только
по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а
два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом»,
который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов,
Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии
началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она
много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов
следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой
самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из
литературных течений.
В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не
только ее мужем, но и самым близким другом. Годы Первой мировой войны,
революции и гражданской войны были временем стремительного творческого
роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не
публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней
восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему
держалась особняком. В мае 1922 года ей с дочерью Ариадной разрешили
уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи
белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала
Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях
Праги, а в ноябре 1925 года после рождения сына семья перебралась в
Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не
по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923
году в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло»,
получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период -
поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 года закончила поэму
«Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма
Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось
неопубликованным: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как
свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее
одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. Она не принимала
участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому
прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без
книг, без читателей, без друзей...». Последний прижизненный сборник
вышел в Париже в 1928 году - «После России», включивший стихотворения,
написанные в 1922-1925 годах.
К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой
эмиграции: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по
духу, т.е. по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда...». В 1939 году
она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью
возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и
жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы,
сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в
одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация
забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая
поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой. |