Рюноскэ Акутагава -
японский писатель. Рюноскэ Акутагава родился 1 марта 1892 года в Токио,
в семье небогатого торговца молоком. В 1910 году окончил токийскую
муниципальную среднюю школу в числе лучших и, решив изучать английскую
литературу, поступил в Первый колледж на литературное отделение. В 1913
году Акутагава оканчивает колледж и поступает на английское отделение
Токийского императорского университета. Занятия в университете
разочаровали начинающего литератора - лекции оказались неинтересными, и
он перестал их посещать, увлекшись изданием журнала "Синситё". Журнал
занимал позицию критики школы натурализма, а его представители были
первыми "антинатуралистами". Акутагава и его друзья-литераторы своим
творческим методом провозгласили неореализм. Взлет демократического
движения, по их мнению, породил в японской литературе два явления:
пролетарскую литературу и неореализм.
Начало творчества писателя относится к 1915 году, когда им были написаны
рассказы "Ворота Расёмон" и "Нос", сразу же заставившие заговорить о
появлении нового талантливого автора. Многие критики появление этих
рассказов относят ко времени, когда Акутагава пребывал в душевной
депрессии из-за любовной истории, трагично окончившейся, и стремился
отвернуться от действительности, окунуться в мир древности. После
окончания университета в декабре 1916 года Акутагава получает должность
преподавателя английского языка в Военно-морской школе. Свою жизнь в эти
годы впоследствии он опишет в цикле новелл об учителе Ясукити - честном,
но несколько непутевом человеке, который попадает в разные забавные
истории. Акутагава становится непревзойденным мастером короткого
рассказа, традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни.
Литературные критики у Акутагава находят нечто общее с произведениями
другого прославленного мэтра японской литературы - Нацумэ Сосэки, в
частности проблему эгоизма. Это не случайно, ведь Акутагава считался
одним из учеников Нацумэ и посещал литературные вечера, устраиваемые в
его доме. И в романах Нацумэ, и в новеллах Акутагава эгоизм не был
проблемой, касающейся личности как таковой. Оба писателя показали эгоизм
как острую проблему общества в целом, как "государственный эгоизм
Японии". Интересны новеллы о деятельности христиан в Японии, например
"Табак и дьявол", "Джулиано Китискэ". Известно, что многие христиане,
прибывавшие в Японию, были мошенниками, развращающими японцев, или
авантюристами от торговли. В новелле "Табак и дьявол" рассказывается о
том, как дьявол хитростью и коварством завез и распространил табак в
Японии. Под табаком имеется в виду христианство.
Последний период литературной деятельности писателя - 1921-1927 гг. Все
произведения того периода окрашены в яркие социальные тона. Неприятие
некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет писатель
выразил в ряде произведений, в том числе в повести "В стране водяных".
Акутагава показал фашизирующееся японское общество 20-х гг. на примере
государства, в котором живут сказочные существа - водяные каппа.
Акутагава покончил с собой 24 июля 1927 года в Токио, приняв смертельную
дозу веронала. Его самоубийство шокировало друзей и знакомых, но не
стало для них чем-то неожиданным. Никто так и не узнал истинной причины
его смерти. |