Elite-Home

Жиль Деламар

На главную ║ Назад    Знаменитые каскадеры

Жиль Деламар (Gil Delamare)

 

   Жиль Деламар - французский каскадер. Жильбер-Ив Деламар де ля Вильнез де Шенварен родился 14 декабря 1924 года в Париже. Деламар заканчивал школу, когда началась война. Юношей он участвовал в Сопротивлении, во время августовского восстания в Париже в 44-м году был в уличных боях, вступил затем в дивизию Леклерка и кончил войну капралом в Германии. В 1946 году он вернулся на родину; специальности никакой. Перепробовав несколько занятий, он устроился коммивояжером и начал рекламировать в провинции косметику. Проезжая однажды мимо съемочной группы, крутившей какой-то фильм из жизни рыцарей, Жиль предложил себя в качестве статиста, его приняли.
   Деламар был не только дублером. Он был изобретателем, постановщиком и исполнителем трюков. Про него говорили, что это человек особого призвания; человек, принявший "причастие риска". Но риск был частью работы. В начале 50-х годов Жиль Деламар исполнял трюки "Падение с лошади в доспехах". Падение в доспехах, оказывается, опасней, чем в обычной одежде. Казалось бы, панцирь позволяет поддеть всякие прокладки. Верно, но зато он не дает возможности "сгруппироваться" в момент падения, а это чревато тяжкими последствиями.
   Уже на стадии подготовительной работы, на стадии "задумки" трюка он находил оригинальные решения. Одним из них была находка с коробками. Долгое время каскадеры искали надежной "подкладки" для приземлений. Прыгнуть со второго этажа или даже с крыши - дело нехитрое. Как и на что приземлиться - вот в чем загвоздка. Перепробовав маты, матрасы и сетки, Деламар остановился на пустых картонных коробках, уложенных в несколько слоев. Жиль говорил, что в коробки можно смело прыгать хоть с восьмого этажа. Для непосвященного это звучит безумием, но среди коллег Деламара есть специалисты и по таким пируэтам. В фильме "Фантомас" идея всех трюков принадлежала Деламару. В этом фильме эпизод в сценарии выглядел так: за "кадиллаком", в котором едет Фантомас, увязался мотоциклист-полицейский. На большой скорости он мчится сзади. Вот-вот нагонит, уже совсем близко! Но тут из специального приспособления в машине на асфальт выливается лужа масла. Мотоциклиста заносит юзом, он врезается в бруствер; мотоцикл подбрасывает вверх, и полицейский летит в овраг заполненный пустыми картонными коробками. Любая другая "подкладка" не позволила бы Деламару выйти из такой передряги лишь с незначительными синяками.
   Когда Дарил Занук начал снимать во Франции свой фильм "Самый длинный день" - о высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 года, - он доверил Жилю Деламару постановку всех боевых эпизодов. Батальные сцены в ней впечатляющи. В особенности ночная атака парашютистов на занятую немцами деревушку Сент-Мер-Эглиз. Здесь Деламар столкнулся с существенными трудностями. Дело в том, что каскадеры не массовая профессия, а для съемок нужно было много людей. С помощью объявлений в газетах Деламар отобрал из 450 кандидатов 20 парашютистов и приступил к интенсивным тренировкам. Они продолжались три недели. Главной задачей было - приземляться в точно заданном месте перед камерами. Деламар тщательно проверил местность - съемки велись на натуре, в деревне Сент-Мер-Эглиз. Все торчащие предметы - ограды, решетки и даже церковный крест - закрыли пластмассовыми колпаками. Прыгать с самолетов было рискованно, поэтому выброску парашютистов производили с вертолета. Результаты вышли самые плачевные - никому не удалось попасть в поле зрения кинокамеры. Новый заход. Результат тот же. Шестьдесят четыре раза репетировала группа Деламара этот эпизод, и все напрасно. Люди изнервничались, затея была на грани срыва. Для Деламара, кроме потери контракта, это означало еще и "потерю лица". Было такое впечатление, что над картиной тяготеет проклятие. Куда более сложные вещи прекрасно удавались, а тут, как назло, ничего. Причем самое загадочное было то, что днем прыжки получались, а ночью выходила какая-то каша. Полное фиаско. Лишь десять дней спустя до меня дошло, в чем дело, - рассказывал Деламар. - Мы ведь репетировали днем при погашенных прожекторах. А ночью, когда зажигали полный свет, лампы настолько перегревали воздух, что парашюты тепловой волной сносило в сторону. Выявив причину, следовало искать способ ее устранения. Тем более что задолго до конца съемок "Самого длинного дня" продюсеры начали грандиозную рекламную кампанию будущей картины. Участие Деламара должно было гарантировать зрителям головокружительные эффекты. И он придумал. Парашютистов стали сбрасывать в освещенный круг со специально построенной вышки. При этом куполам парашютов не давал опасть проволочный каркас.

   Жилю Деламару хорошо удавались и конные трюки, и автомобильные перевороты, и воздушная акробатика. В фильме "Человек из Рио" Жан Поль Бельмондо борется с врагом (которого играет Деламар) на краю бездны. Схватка долгая и яростная. Наконец Бельмондо сталкивает противника в пропасть, и тот падает вниз. Вот он судорожно цепляется за камни, траву, скатывается все быстрее - мы по-прежнему неотрывно следим за ним, - быстрее, пока бешеный поток на дне пропасти не накрывает его. Как построил падение Жиль Деламар? На крутом склоне обрыва опытные альпинисты проложили будущую трассу падения - убрали ненужные камни, обложили скальные выступы поролоном. Затем Деламар соответственным образом экипировался, надел фибровые щитки под одежду, наколенники, налокотники, наспинник и нагрудник. После этого прочной нейлоновой веревкой он привязал себя к автомобилю (тот, разумеется, оставался за кадром). Во время "падения" машина ехала вперед к краю пропасти. Таким образом она не только страховала дублера, но и задавала ему определенную скорость падения. А когда Деламар скрывался под водой, в потоке, та же машина, дав задний ход, вытягивала его на берег.
   Почти одновременно Жиль был занят в съемках другого фильма, где герой, прыгая с парашютом, по ошибке дергал не за "то" кольцо и, вместо того чтобы раскрыть купол, выпадал из снаряжения. Пролетая мимо товарища, он хватал у него запасной парашют, надевал его (по-прежнему в свободном полете!) и благополучно приземлялся. Последний трюк, пожалуй, был под силу одному только Деламару, экс-чемпиону мира по затяжному прыжку. Но и в этом трюке, разумеется, были свои хитрости. Публика видела, что Жиль вывалился из парашюта, но не знала, что под тонкой рубашкой у него надет нагрудный экстраплоский парашют, который он мог раскрыть в случае реальной опасности.
   Первый несчастный случай произошел с Деламаром во время съемок во Франции американской картины, где он дублировал актера Глена Форда. Фильм был на историческую тему. Жиль придумал и поставил очень эффектное падение с крепостной стены - он пролетал семь-восемь метров и проламывал внизу спиной черепичную крышу сарая. Крыша была ненастоящая; ее заменяли несколько рядов лески, на которых свободно лежала черепица. Сарай же был набит доверху картонными коробками. Перед самой съемкой Деламар вопреки обыкновению не проверил еще раз всех деталей, а ограничился лишь поверхностным осмотром. Результат? Подсобный рабочий, которому показалось, что черепица плохо держится, подбил под нее крепкую деревянную балку - так надежней. Когда Деламар после съемки пришел в себя в больнице, врач сказал, что ему просто повезло: Жиль неминуемо должен был разбиться. Второй раз он в буквальном смысле играл с огнем. Съемки велись в Африке. Сцена должна была развиваться следующим образом: грузовик, за рулем которого сидел Деламар, охватывало пламя; машина теряла управление и врезалась в дерево, а водитель выскакивал в объятой пламенем одежде. Уже за пределами кадра Жиль предполагал броситься на обильно политую водой траву и быстро погасить пламя. Памятуя о прошлых случаях, Деламар тщательно проследил за тем, чтобы ассистент вылил канистру воды точно на то место, куда он должен будет упасть. Наконец все было готово, можно начинать съемку. Грузовик загорается, выписывает несколько зигзагов и врезается в дерево. Деламар в горящей куртке выскакивает из машины и плюхается на траву. А-а-ах! Вокруг столбом поднимается пламя. Оказывается, ассистент ошибся канистрой и вылил на траву бензин! Объятый огнем Деламар помчался к камерам, а на пути у него горела саванна - поливка была произведена добросовестно. Сбив пламя, Деламар вскочил в "джип" и крикнул шоферу, чтобы тот мчал в деревню - до нее было восемнадцать километров. По счастью, в деревне врачевал шведский доктор, специалист по ожогам. Он оказал Жилю необходимую помощь.
   Жиль Деламар трагически погиб 31 мая 1966 года в Бобиньи (Франция), выполняя трюк. Он должен был на полном ходу развернуть кабриолет. Машина зацепилась за бордюр и перевернулась. Каскадеру оторвало голову.
 
   По материалам: http://3xt.ru/.

На главную ║ Назад    Знаменитые каскадеры

Рейтинг@Mail.ru