Булат Окуджава - российский
поэт, композитор, прозаик и сценарист. Булат Шалвович Окуджава родился 9
мая 1924 года в Москве. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин,
известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка.
Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937 года, когда отец был арестован
и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 году
девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был
минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 году
работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В
1946-1950 годах учился на филологическом факультете Тбилисского
университета, по окончании которого работал учителем русского языка и
литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал
в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в
нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие
сборники. В 1956 году переехал в Москву, работал редактором в
издательстве "Молодая гвардия", заведовал отделом поэзии в "Литературной
газете". Вступив в Союз писателей в 1962 году, полностью сосредоточился
на творческой работе.
Свою первую песню - "Неистов и упрям..." - Окуджава сочинил еще
студентом, в 1946 году, а во второй половине 1950-х годов им были
созданы песни ("Полночный троллейбус", "Ванька Морозов", "Король", "До
свидания, мальчики", "Песенка про Черного кота" и др.), которые сразу
приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в
дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по
всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра,
получившего позднее название "авторская песня". Сам Окуджава никогда не
видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и
непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже
"литературоцентричным") самосознанием, ориентировался в своем творчестве
- как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 века.
Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть "Будь здоров,
школяр!" - было опубликовано в 1961 году в альманахе "Тарусские
страницы". Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе
осуждению за "пацифизм", отсутствие "героического" пафоса. Независимое
гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к
преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту
А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, Солженицына) создали ему репутацию
"неблагонадежного" писателя. Не будучи по характеру активным
политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и
песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также,
продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт
вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой
приступил с конца 1960-х годов.
В годы "перестройки" популярность Окуджавы сопровождается официальным
признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в
Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается
Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за
автобиографический роман "Упраздненный театр". В 1990-е годы Окуджава
пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за
судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и
литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция
городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский
символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика
Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава
трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика
гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема
становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.
Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается
последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической
композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры -
матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным
шаром. Арбат предстает целым "отечеством" и даже "религией". Реальные,
земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду
Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы
("дежурный по апрелю", "надежды маленький оркестрик", "возьмемся за
руки, друзья" и т.п.) стала частью общенационального языка.
Окуджаве-прозаику принадлежат романы "Глоток свободы" ("Бедный
Авросимов"; 1965-1968), "Мерси, или Похождения Шипова", "Старинный
водевиль" (1969-1970), "Путешествие дилетантов" (1971-1977), "Свидание с
Бонапартом" (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации,
автор парадоксально сталкивает судьбы "больших" и "маленьких" людей, все
более проникаясь скептическим взглядом на возможность
радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной
семейной хронике "Упраздненный театр" (1990-1993) эта мысль развивается
как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание
иллюзорных идеалов "комиссаров в пыльных шлемах". Повести и рассказы
Окуджавы "Отдельные неудачи среди сплошных удач" (1978), "Похождения
секретного баптиста" (1984), "Искусство кройки и житья" (1985), "Девушка
моей мечты" (1985), "Около Риволи, или Капризы фортуны" (1991) в высшей
степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии,
остроумной самоиронии. Таковы же "Автобиографические анекдоты",
опубликованные в "Новом мире" (1997, № 1) и ставшие последней
прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал
сценарии кинофильмов "Женя, Женечка и "катюша" (1967) в соавторстве с В.
Мотылем и "Верность" (1965) совместно с Тодоровским, он писал
театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для
театра и кино.
Умер Булат Окуджава 12 июня 1997 года в Париже. |