Ив Монтан - французский
киноактёр и эстрадный певец. Ив Монтан (Иво Ливи) родился 13 октября
1921 года в итальянском городке Монсуммано-Альто. Вскоре его семья
переехала во Францию и обосновалась в Марселе. В 1929 году семья Ливи
получает французское гражданство. Семья жила весьма скромно, и двое
старших детей быстро бросили школу, чтобы пойти работать. Иво был
последней надеждой семьи касаемо учебы. Но ребенок забивал голову
другими мыслями и не любил школу. В 1932 году Джованни объявляет о
банкротстве своей фабрики щеток. Оставшись без денег, семья Ливи
опирается в это время на Лидию, ставшую парикмахершей. Что касается
брата Джулиано (ставшего Жюльеном), он нашел работу официанта.
Иво в возрасте одиннадцати лет оставляет школу и поступает на завод.
Затем, в 14 лет, он присоединяется в парикмахерской к сестре, которая
пользовалась успехом. Там он успешно получает свидетельство о
профессиональной подготовке. Иво любит кино, особенно Фреда Астера и его
чечеточные номера, очаровавшие Ливи. Молодой человек очень робок. Но в
1938 году он принимает предложение режиссера мюзик-холла, который ищет
кого-то, чтобы "разогреть зал". После трех недель ожесточенных
репетиций, изменив имя на Ив Монтан (ребенком он играл на улице, и его
мать Джузеппина окликала из окна: "Ivo! Monta!"), он выступает на сцене
перед публикой, которая горячо аплодирует. Родилась легенда. Он
продолжает выступать в маленьких залах Марселя. И 21 июня 1939 года он
впервые выступает на большой сцене в том же городе - "Альказар", где он
поет свою первую оригинальную песню "Dans les plaines du Far West". К
сожалению, начинается Вторая мировая война, и Ив Монтан оказывается в
распоряжении "Строек Прованса". Весной 1941 года его карьера начинается
вновь, чтобы уже больше никогда не прерываться. Режиссер, нанявший его в
первый раз, Берленго, организует поездку по региону. В то же время
Монтан начал брать курсы танца. Поменяв впоследствии импресарио, он все
более и более часто выступает на концертах и коллекционирует победы над
женщинами.
В январе 1944 года Монтан удирает от полиции, которая его ищет, чтобы
отправить в STO (Служба Принудительного Труда). Он отправляется тогда в
Париж и делает первые парижские шаги на сцене "ABC" в феврале. Это снова
успех. Затем он выступает в "Бобино", "Фоли-Бельвиль" и знаменитой
"Мулен Руж". Там он выступает в первом отделении концерта Эдит Пиаф.
Сначала настороженность при появлении этого марсельского артиста, затем
молниеносное проявление чувств между ними двумя. Отставив свою гордость,
Ив Монтан многому учится у певицы, репетируя каждый день с нею. Она
помогает ему, поставив его на ноги как сценический персонаж, который
принесет славу Монтану по всему миру. Она также дает ему читать романы и
стихи, чтобы он мог возвысить свою личную культуру. После "Мулен Руж"
они уезжают в совместную поездку. Известность Монтана постоянно растет,
как и его успех в мюзик-холлах. Осенью 1945 года он выступает уже в
качестве настоящей звезды в театре "Этуаль" в Париже. Он поет в том
числе "Battling Joe" и "Les grands boulevards". Это очень большой успех.
В начале 1946 года Эдит Пиаф порывает с Монтаном без объяснения. Ее
близкие говорят, что она непредусмотрительна... После трудных дебютов в
кино и вечеров на сцене "ABC" и кабаре "Клуб пяти" Ив Монтан
возобновляет в 1947 выступления в театре "Этуаль" в течение шести
недель. Встреча с пианистом по имени Боб Кастелла становится
определяющей. Тот останется его доверенным музыкантом до конца своей
жизни. В 1948 году друг увозит его в Сен-Поль-де-Ванс в Провансе и
устраивает встречу с Жаком Превером. Певец восхищается поэтом. Он
включает "Les feuilles mortes" в свой репертуар. Эта песня была написана
по случаю выхода фильма "Двери ночи" (1945), в котором играл Монтан, но,
к сожалению, не имевшего успеха. Музыка Жозефа Космы и слова Жака
Превера, очевидно, куда сильнее самого фильма.
В августе 1949 года он встречает в Сен-Поль-де-Вансе актрису Симону
Синьоре. Она развелась в 1950 году с режиссера Марком Аллегре, от
которого у нее родилась дочь Катрин. Она поселяется у Ива Монтана на
площади Дофин в Париже. В 1951 году они сочетаются браком и становятся
легендарной парой мира искусств во Франции. В мае 1950 года Монтан
подписывает "Стокгольмское воззвание" против использования ядерного
оружия. Эту кампанию общественного мнения ведет Советский Союз. Начиная
с этого момента Монтан, коммунист по семейной традиции, представлен в
списках петиций Французской Коммунистической Партии (ФКП). Вместе с
Симоной Синьоре они записываются в партию. В марте 1951 года Монтан
возвращается в театр "Этуаль" для своего первого сольного шоу. Буквально
поставленные режиссером, 22 песни и две поэмы, которые он исполняет,
обеспечивают огромный успех. Он наконец обрел свою настоящую карьеру на
сцене. На самом деле он мечтает попасть в кино. Анри-Жорж Клузо дает ему
настоящий шанс фильмом, озаглавленным "Плата за страх" в 1952 году. Сила
драматического дарования Монтана утверждена, и фильм получает Гран-При
Каннского Фестиваля на следующий год.
Возвращение к песне происходит в октябре 1953 года на сцене театра
"Этуаль". Как обычно, физическая подготовка певца весьма серьезна.
Программа вечера открывается неизданной поэмой Жака Превера. Последняя
песня - "À Paris", написанная его другом Франсисом Лемарком. Наконец,
"Les feuilles mortes" как напоминание. Изначально назначенная на три
недели, серия вечеров превышает 200 представлений - 6 месяцев! Всего
продано 200 000 билетов. Триумфальный успех, который подтвержден записью
концерта на диск. Ив Монтан на вершине популярности. В 1954 году он
покупает со своей женой Симоной Синьоре собственность в Нормандии, в
Отёй-Антуйе. Этот дом постепенно становится местом встреч всех друзей:
Серж Реджани, актер Пьер Брассёр, режиссер Луис Бунюэль, писатель Хорхе
Семпрун и т. д. В этом же году пара играла в пьесе писателя Артура
Миллера "Салемские колдуньи". Успех таков, что представления длятся до
Рождества 1955 года.
В конце 1956 года Монтан задумывает поехать с песенным турне в СССР. Но
24 октября советские танки захватывают Будапешт. Кризис сознания,
который охватывает представителей интеллигенции и французских артистов,
склонявшихся к коммунизму, не затрагивает Ива Монтана. В самом деле, он
недостаточно созрел для политических конфликтов со своей семьей. Он
решает все равно петь перед русскими. В то время как в Париже
критические статьи ужасно строги и климат напряжен, чрезвычайно теплый
прием ждет его в Москве. Он встречается даже с Хрущевым и просит
разъяснения по поводу вторжения в Будапешт. Обмен мнениями между двумя
людьми длится четыре часа и превращается в конфликт. Но Монтан,
облегченный возможностью выражаться на эту тему, уходит успокоенный. В
начале 1957 года он отправляется в Польшу, затем ездит по всей Восточной
Европе. Успех необычаен, его известность огромна, он видит
многочисленные выражения дружбы. По возвращении во Францию он тем не
менее держится в отдалении от своих политических обязательств.
В июне 1958 года снимается фильм "Закон" Жюля Дассена, на экраны он
выходит в январе 1959 года. Монтан снимается с Марчелло Мастроянни и
Пьером Брассёром. Фильм не получил успеха, и певец-актер продолжает быть
одержимым карьерой в кино. Между октябрем 1958 года и мартом 1959 года
он вновь поднимается на сцену театра "Этуаль" с 16 новыми песнями
(например, "Le chat de la voisine" или "Sir Godfrey"), где господствуют
нежность, романтичность и праздник. Обстановка слегка отличается от
предыдущих концертов его немного двусмысленным имиджем и поколебавшейся
уверенностью. Объявленный "персона нон грата" в США из-за своих
политических мнений, он настойчиво приглашается американским агентом на
серию концертов в Нью-Йорк. Премьера состоялась 21 сентября 1959 года.
Спектакль тот же, что и в Париже. Это настоящий успех, который позволяет
шоу продолжаться. Критические статьи поют дифирамбы. По этому случаю
певец и Симона встречаются с Артуром Миллером и его женой Мэрилин Монро.
Ив Монтан отправляется затем в Голливуд и Сан-Франциско, возвращается во
Францию на новогодние праздники и снова отправляется в Японию на
концерты в Токио и Осаку.
Достигнув положения международной звезды, Ив Монтан теперь уверен, что
добрался до цели в кино. Ему предлагают сняться в Голливуде в фильме с
Мэрилин Монро. Съемка "Миллиардера" проходила в феврале 1960 года. Между
ними устанавливается полная идиллия, временно испортив доверительные
отношения между певцом и Симоной Синьоре. Газеты всего мира захвачены
этим "делом". В конце концов по окончании съемок Ив Монтан возвращается
во Францию со своей супругой. Это всего лишь кино... Ив Монтан снова
отправится в США в октябре 1961 года. Он является звездой шоу в течение
8 недель в "Голден Театре" на Бродвее в Нью-Йорке. В следующую поездку
он отправляется в Японию, затем в Англию. Он стал одним из наиболее
известных всему миру артистов мюзик-холла. В 1962 году он делает
концерты в Париже, все в том же театре "Этуаль". Спектакли шли до 1963
года. Но его тяга к кино сильнее всего. С тех пор он очень редко выходит
на сцену. "Отделение убийц" выходит в 1964 году. Первое сотрудничество с
кинематографистом Костой Гавра отмечает поворот в его карьере. Он отныне
отдает приоритет Седьмому искусству. Он снимается затем в "Война
окончена" Алена Рене (1966), "Горит ли Париж?" Рене Клемана (1967) и
"Зет" Косты Гавра (1968).
Тем не менее он поднимается на сцену в сентябре 1968 года, в течение
шести недель в парижской "Олимпии". Став уважаемым певцом‚ он
воспринимается другими как боец. Этот человек не остался безразличным к
событиям мая 1968 года. Он сохраняет, однако, некоторую дистанцию по
отношению к ним. Именно в этот момент происходит окончательный разрыв
отношений с коммунистической партией, который наложился на проблемы в
семье. Его отец умирает в октябре 1968. Ив Монтан все более
освобождается от своих первых политических привязанностей. Его друг
Коста Гавра дает ему роль Артура Лондона в "Признании". Фильм вышел в
апреле 1970 года. Все признают огромный талант артиста и его личный
вклад в это произведение. В течение следующего десятилетия он чередует
серьезные фильмы с комедиями, такими, как "Мания величия" Жерара Ури с
Луи де Фюнесом в 1971 году. Он снимается у великих французских
режиссеров, например, у Клода Соте в "Цезарь и Розали" в 1972 году.
Вечер в пользу жертв диктаторского режима в Чили, данный в 1974 году,
является единственным музыкальным отступлением, которое Ив Монтан делает
в течение 70-х годов. Его большое возвращение на сцену осуществляется с
7 октября 1981 года по 3 января 1982 года. "Олимпию" брали приступом.
Под давлением публики концерты возобновляются с 20 июля по 14 августа
1982 года. Он сочиняет по этому случаю "Les Bijoux" на стихи Шарля
Бодлера. Стоячие овации во всех мировых столицах, от Рио-де-Жанейро до
Нью-Йорка. Ив Монтан наслаждается своим успехом.
В 80-х годах возвышаются движения за права человека, и он подписывает
обращение в пользу польского профсоюза "Солидарность" в декабре 1981
года. В 1983 году он разоблачает с Симоной Синьоре и другими артистами
подъем крайне правой французской партии - Национального Фронта. Год за
годом он становится политической фигурой. В сентябре 1985 года Симона
Синьоре, спутница всей его жизни, умирает в возрасте 64 лет. Ив Монтан
сближается со своей помощницей, Кароль Амьель, которую он нанял во время
турне 1982 года. Во время съемок в фильме "Манон ручьев" (поставленном
Клодом Берри по роману Марселя Паньоля) он впервые становится отцом. 31
декабря 1988 года рождается Валентин Монтан. В дальнейшем Ив Монтан тихо
живет со своей семьей в Отёе. Он предполагает даже выйти на сцену в
самом большом парижском зале, Дворце Берси. К сожалению, он умер прежде,
чем показать своему сыну свои таланты артиста мюзик-холла. Ив Монтан
скончался от инфаркта миокарда 9 ноября 1991 года во время съёмок фильма
«ИП - 5». |