Моби - американский диджей,
певец, композитор и исполнитель. Моби (Ричард Мелвилл Холл) родился 11
сентября 1965 года в Нью-Йорке. Когда ему было два года, его отец погиб
в автомобильной аварии, и в дальнейшем мальчик воспитывался матерью,
довольно прогрессивной женщиной, поощрявшей творческие наклонности сына.
В девять лет мальчик начинает брать уроки игры на фортепьяно и гитаре.
Прозвище «Moby» Ричард получил потому, что дальним родственником ему
приходился Герман Мелвилл Холл, автор «Моби Дика». Подростком он играл
на гитаре в различных командах, начиная с панк-группы The Vatican
Commandos и заканчивая анархическим коллективом Flipper и с достаточно
известной в свое время командой ULTRA VIVID SCENE.
В конце 1980-х гг. Ричард уехал в Нью-Йорк - один из центров
нарождающейся хаус-культуры - и начал осваивать ди-джейское ремесло в
местных клубах, а также создавать свой собственный электронный материал.
В 1990-1991 гг. им было выпущено несколько дебютных синглов на
независимом лейбле «Instinct». В 1991 сингл Go с сэмплами из известного
телевизионного сериала «Твин Пикс» («Twin Peaks»), режиссером которого
является Дэвид Линч, попал в британский Top-10 и разошелся тиражом более
одного миллиона копий. После первого громкого успеха Moby занимался
ремикшированием работ ряда известных и неизвестных команд и музыкантов,
в числе которых Майкл Джексон, Pet Shop Boys, Брайан Ино, Depeche Mode,
Erasure, B-52 и Orbital.
Первый полноформатный альбом Ричарда появился в 1992 году. В следующем
году он издал сингл «I Feel It / Thousand» который попадает в книгу
рекордов Гинесса как самый быстрый трек в истории музыки и заключил
контракт с Mute Records, где вышел его очередной релиз «Ambient», в
котором были собраны материалы за 1988-1991 гг. На диске «Everything Is
Wrong» (1995) Ричард заявил о себе как о действительно оригинальном
мастере, создавшим неповторимый гибрид из различных стилей и направлений
музыки, от брейкбита до псевдоиндустриального трэша, эмбиент-транса и
дэнс-попа. Этому альбому популярный музыкальный журнал Spin присуждает
звание «Альбом года». Следующий альбом «Animal Rights» (1996)
представлял собой триптих, составленный из индустриального панка,
speedcore и душераздирающих инструментальных композиций. Представив
нечто среднее между Nine Inch Nails и Smashing Pumpkins, можно понять,
что такое «Animal Rights» с его псевдоиндустриальными гитарами,
эмибентными текстурами, упрятанными далеко на заднем плане, и тонким,
специфическим вокалом самого Moby. Сам автор гордится проделанной
работой, однако альбом продается очень плохо. На фоне этого у Ричарда
развивается депрессия. В добавок ко всему этому от рака легких умирает
его мать. В 1997году, под псевдонимом Voodoo Child, Моби выпустил альбом
«The End Of Everything», а также «I Like To Score» в котором Моби
собирает написанные им ремиксы собственных песен, использованных в
качестве саундтреков к кинофильмам. К счастью этот альбом продается
лучше, чем «Animal Rights», что придает силы музыканту для написания его
следующего альбома.
Огромный успех музыканту принес следующий альбом - «Play» (май 1999). По
своей сути, это достаточно медленная работа, сочетающая в себе downtempo
бит и прекрасно отработанную мелодику. Первых два трека альбома «Honey»
и «Find Me Baby» сделаны весьма хитроумно и не без издевки. Здесь Moby
соединил короткие госпел и блюзовые вокальные сэмплы с брэйкбитовым
техно, что позволяет сравнивать эти композиции с творчеством Fatboy Slim
и Chemical Brothers конца 1990-х гг. «Bodyrock» - еще один брейкбитовый
гимн, однако уже сдобренный старым добрым олд-скул-рэпом вместо блюза.
Тонкая линия пианино и рваные скрипичные сэмплы в «Porcelain» звучат
достаточно многозначительно, а «South Side» - поп-композиция альбома -
интегрирует вокал, который не может нормально восприниматься без
трансцендентного хоруса, полностью его трансформирующего. Альбом «Play»
разошелся тиражом более 10 миллионов копий. В 26 странах он стал
платиновым, три года подряд номинировался на премию Грэмми, а также
получил несколько наград каналов MTV и VH1.
В 2002 году состоялся релиз восьмого альбома Моби - «18», в записи
которого участвовал не только сам Моби, но и Шинед О’Коннор, Angie
Stone, MC Lite, Azure Ray. В 2005 году Моби выпускает новый альбом
«Hotel», в котором он сочетает эмбиент и поп-рок. Основным полюбившимся
широкой публике треком с этого альбома стал «Lift me up», который Моби
включил на диск в самый последний момент, из-за своего сна, где он
увидел исполнение этой песни вживую. Следующей его работой становится
альбом «Last Night» (2008). На этом диске сочетаются танцевальные ритмы
дискотек 80-х, техно, а также хип-хоп песня «Alice». В этом же 2008-м
году музыкант запускает свой проект MobyGratis, суть в котором
заключается в том, что любой независимый кинематографист может
воспользоваться треками Моби для саундтрека к своему фильму.
Выпуск нового студийного альбома «Wait for Me» состоится в июне 2009
года; уже в апреле на сайте Моби был доступен для скачивания клип к
треку «Shot in the Back of the Head», снятый Дэвидом Линчем, после этого
Моби выпускает сингл «Pale Horses», а затем время от времени добавляет
на свой сайт короткие анимационные видео (блипы) к каждой из своих
песен. Этим летом Моби отправляется в очередное турне по Европе и
Северной Америке. |