Elite-Home

Тамара Миансарова

На главную ║ Назад    Знаменитые певцы

Тамара Миансарова (Tamara Miansarova)

 

   Тамара Миансарова - российская эстрадная певица. Тамара Григорьевна Миансарова родилась 5 марта 1931 года в Кировограде (Украина). Отец - Ремнев Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать - Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре. Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре. Позже родители брали ее с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая "серьезная" рецензия.
   Затем семья переехала в Минск, где ее и застала война. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в чужой теперь уже город. Тяжелые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери... Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой.
   В 1951 году Тамара окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где ее педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.
   В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни" - и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики - поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука. В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада в конце концов победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.

   Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась победа на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, ее выступление не планировалось, и для нее это был настоящий экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского "Ай люли". К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала очень популярной, и ее стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.
   В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть всегда будет солнце"). Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права. Успех был буквально ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза... ".
   Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принес ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.
   Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х годов вокруг нее образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт "Солнечная баллада" положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для нее закрытыми. Тем временем Миансарова продолжала много ездить по стране уже от Донецкой филармонии. Начинала с выступлений в шахтерских городках и поселках, в клубах горняков и даже в конторах шахт, и более благодарной и отзывчивой публики, по ее словам, не встречала. Поэтому особенно дорог ей нагрудный знак "Шахтерская слава", которым она была отмечена в Донбассе. Потом вернулась в Москву, но работать ей все равно не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года. С 1988 по 1996 год Т. Г. Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе. Ее учениками были Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник. Ныне она преподает в доме творчества молодежи "На Таганке".
   По материалам: http://muslib.ru/.
 

На главную ║ Назад    Знаменитые певцы

Рейтинг@Mail.ru