Джон Кокер - английский
певец, работающий в жанрах блюз и рок. Джон Роберт Кокер родился в
Шеффилде, Англия, 20 мая 1944 года. Окончив профессионально-техническое
училище по специальности слесаря, работал в газовой компании. В 1957
году организовал рок-группу, с которой выступал в барах перед рабочими
окрестных фабрик. Увлекся записями Рэя Чарлза и стал имитировать его
стиль исполнения баллад в жанре соул и госпел, благо это позволял его
выразительный хрипловатый голос. В начале 1960-х годов, бросив работу,
целиком посвятил себя эстраде.
Первый сингл - кавер-версия песни 'Битлз' "Я буду плакать" (I'll Cry
Instead) и баллада Рэя Чарлза "Джорджия" (Georgia On My Mind) - вышел в
1963 году. Шумная слава пришла к Кокеру после выхода пластинки "Друзья
помогли" (With a Little Help of My Friends). Участникам ансамбля "Битлз"
настолько понравилась его версия их знаменитой композиции, что они
написали специально для него две песни: Пол Маккартни подарил Кокеру
шутливую "Она вошла через окно ванной" (She Came In Through the Bathroom
Window), а Джордж Харрисон - балладу "Что-то" (Something). В 1969 году
его ждал первый успех за океаном. На знаменитом рок-фестивале в Вудстоке
английский певец поразил зрителей экспрессивным надтреснутым голосом и
странной манерой держаться на сцене - он смешно дрыгал ногами и
"нервно-паралитически" размахивал руками точно крыльями. Получив
предложение организовать гастроли в США, в 1970 году собрал группу
"Бешеные псы и англичане" (Mad Dogs and Englishmen) и совершил
триумфальное турне по стране. Двойной альбом и документальный фильм о
концертах этого турне упрочили славу Кокера как одного из наиболее
многообещающих новичков поп-рока.
Однако затем в его карьере наступил спад. Выпущенный в 1972 году альбом
"Джо Кокер" (Joe Cocker) оставил слушателей и музыкальных критиков
равнодушными. Не слишком удачными оказались и концертные турне.
Пластинки 1970-х годов свидетельствовали о трудных поисках нового
музыкального материала и нового исполнительского стиля. В аранжировке
его ставших более спокойными, лиричными песен чаще стали звучать
фортепьяно и акустическая гитара. Из многих записей 1970-х годов лишь
одна - баллада "Ты такая красивая" (You Are So Beautiful) - стала
лидером продаж. Обескураженный неудачами, Кокер решил вернуться к
афро-американской рок-музыке и сделал несколько удачных записей в стиле
ритм-энд-блюз. Вышедший в 1982 году альбом "Шеффилдская сталь"
(Sheffield Steel) ознаменовал новый взлет в карьере певца. Пластинку
составили удачные кавер-версии старых ритм-энд-блюзовых хитов и
энергичные, нервные стилизации "под пятидесятые". Благодаря альбомам
1980-х и начала 1990-х годов "Цивилизованный человек" (Civilized Man),
"Освободи от оков мое сердце" (Unchain My Heart) и "Ночные звонки"
(Night Calls) Кокер обрел наконец прочный статус "монстра" поп-музыки.
Начало 21 века застало Джо Кокера, как всегда, за работой. За пять лет
он выпустил три студийных альбома: "No Ordinary World" (2000), "Respect
Yourself" (2002), "Heart & Soul" (2004) и сборник "Definitive
Collection" (2002). В последние годы Джо много гастролирует. В его
копилке - многочисленная коллекция премий и наград. Среди наиболее
заметных концертов с участием артистом стоит упомянуть шоу Princes Trust
Gala, проходившее под патронатом королевской семьи Великобритании,
концерт в честь дня рождения Нельсона Манделы, грандиозное шоу в Берлине
по случаю падения Берлинской стены. В Америке, ставшей для него второй
родиной, он выступал на церемонии инаугурации президента Джорджа Буша.
35 лет плотного гастрольного графика нисколько не сказались на
энтузиазме 60-летнего певца. Что в будущем? "Пока я буду получать
удовольствие от живого общения со слушателями, - говорит Кокер, - пока
на моих концертах будет царить возбуждение, до тех пор я буду выходить
на сцену". |