Ричард Клифф - британский
певец, гитарист, композитор. Ричард Клифф (Гари Роджер Уэбб) родился 14
октября 1940 года в городе Лакхнау, Индия. Малолетство его проходило
беззаботно, семейство жила в предоставленном компанией доме, имела
нескольких слуг, двое из которых готовили пищу, так что единственной
трудностью, с которой сталкивалась мать мальчика, была, по его словам,
вопрос выбора очередного блюда на ужин. Даже в школу пищу ученикам
носили слуги, и, как вспоминал наступающий певец, отдельный раз, если
приходило период обеда, им овладевало радостное желание - он никогда не
знал, что принесет ему неизбежный Хабиб на этот раз. В 1948 году
семейство переехала в Англию. В подростковом возрасте Гарри увлекся
спортом - футболом, баскетболом, метанием копья. Но наибольшее авторитет
в его жизни приобретала рок-музыка, олицетворением которой стал Элвис
Пресли.
Музыкальную карьеру исполнителя рок-н-роллов Ричард начал в 1957 году -
одержимость песнями Пресли подвигла Клиффа Ричарда присоединиться к
скиффл-группе, из которой через несколько месяцев он сформировал
коллектив под названием "The Drifters". Группа выступала в барах клубах
Хертфордшира, а затем ее пригласили в известную лондонскую кофейню
''21'' на Олд Комптон-стрит. Там к ним присоединился лидер-гитарист Иэн
Сэмуэлл, и The Drifters стали квартетом. В 1958 году The Drifters крупно
повезло: музыкантов пригласили участвовавать в популярном воскресном шоу
молодых талантов в кинотеатре ''Гоумонт'', которое проводила
кинокомпания ''Шеппертон''. Присутствовавший на шоу ведущий театральный
агент Великобритании Джордж Гейни мгновенно распознал в Клиффе Ричарде
потенциальную звезду, чей выраженный сексуальный имидж и уникальная
вокальная манера будут иметь спрос, финансировал запись демо двух
композиций группы, ''Breathless'' и ''Lawdy Miss Clawdy''. Фонограмма
попала к продюсеру фирмы EMI Норри Парамору, которому настолько
понравилась запись, что он пригласил группу на прослушивание.
Первоначально Парамор намеревался записывать Клиффа Ричарда как солиста
в сопровождении большого оркестра, однако уже тогда умеющий настоять на
своем и проявить твердость Ричард убедил продюсера сохранить "The
Drifters".
В качестве дебютного сингла была выбрана популярная в Америке
''подростковая'' баллада ''Schoolboy Crush'', в записи которой, помимо
The Drifters, принимали участие два сейшнмена, назначенных EMI. Эта
пластинка привлекла внимание влиятельного телевизионного продюсера Джека
Гуда - по его мнению, еще ни один британский исполнитель не пел ничего
подобного, а главное - не пел так сильно и выразительно. Четко
прописанные аккорды и эмоциональный ровный вокал показались Гуду
настолько приближенными к американским стандартам, что вначале он решил,
то слышит запись какого-то неизвестного ему коллектива из США - как уже
говорилось, из британских студий в то время ничего подобного не
выходило.
Гуд сразу и безоговорочно поддержал Ричарда и добился публикации
интервью с ним и рецензии сингла в ведущей в те годы музыкальной газете
Англии Disc. Таким образом, получив столь мощный, а главное искренний и
правильно организованный промоушн, сингл очень быстро добрался до
второго места британского хит-парада. Тем временем Клифф Ричард
дебютировал в телешоу Гуда ''Oh Boy!'' и моментально сменил Марти Уайлда
на месте ведущего исполнителя рок-н-роллов Великобритании.
The Drifters оставались в тени их выдающегося солиста, что привело к
выходу из состава Сэмуэлла, впоследствии ставшего профессиональным
композитором - к концу 1958 году в The Drifters появились два новых
музыканта Хэнк Би Марвин и Брюс Уэлч, а вскоре, чтобы избежать путаницы
с одноименной популярной американской черной ритм-энд-блюзовой группой
The Drifters, название было изменено на The Shadows.
1959 год стал своего рода стартовой планкой в карьере певца - все
свидетельствовало о том, что Клифф Ричард пришел всерьез и надолго, и
без боя свое место в пантеоне рок-н-ролла не отдаст. Несмотря на то, что
в менеджменте певца происходили непрерывные перестановки, политика EMI
за неделю могла измениться на диаметрально противоположную - что
объяснялось наступлением эры новой музыки и резким изменением
музыкальных вкусов широких слоев покупателей виниловой продукции, -
Клифф Ричард не потерялся среди сонма новых исполнителей, а напротив -
резко усилил свое давление на музыкальный рынок, едва ли не навязывая
слушателю свои синглы. Период подражания Пресли прошел, манера поведения
Ричарда на сцене стала более мягкой, а в студии он стал искать
принципиально иные формы самовыражения. Так, отобранная для нового
сингла композиция Лайонела Барта ''Living Doll'', уже ничуть не походила
на вещь из репертуара Пресли, и принесла Ричарду первое место в
хит-параде Англии. Через три месяца певец записал ''Travellin' Light''.
которая также прочно обосновалась на вершине чартсов.
Начиная с 1960 года карьера Ричарда развивается по классическим законам
поп/рока, в результате исполнитель приобретает репутацию хоть и
достаточно сильного, но в то же время стабильно среднего певца
мэйнстрима. Однако Клифф моментально вносит коррективы в свое творчество
и выбрасывает на рынок несколько композиций, от рок-н-ролла ''Nine Times
Out Of Ten'', до возглавившей хит-парад соул-баллады ''Please Don't
Tease'' и полной рефлексий ''Theme For A Dream'', в полной мере
продемонстрировавших как вокальные возможности певца, так и его
творческие амбиции. В 1962 году Ричард в очередной раз возглавил
хит-парад синглов с композицией ''The Young Ones'' - эта мощная гимновая
композиция с фантастической для того времени гитарной работой Хэнка
Марвина по сей день остается одним из самых запоминающихся хитов №1 в
истории поп-рока.
Водопад синглов, достигавших британского Top 10, был ровным и мощным,
вплоть до середины 1965 года - несмотря на то, что к тому времени
альбомы Ричарда в целом выглядели одной большой - правда, очень хорошей
- песней, отдельные композиции разили слушателя наповал, в частности это
''Bachelor Boy'', ''Summer Holyday'', ''On The Beach'' и ''I Could
Easily Fall''. Одновременно с энергичными вещами Ричард весьма
расчетливо выбрасывал на рынок эффектные баллады - ''Constantly'', ''The
Twelfth Of Never'' и ''The Minute You're Gone''.
Первая половина 70-х, казалось, полностью подтверждала такой вывод:
неплохая, но не более того композиция ''Goodbye Sam, Hello Samantha'' в
1970 году попала в британский Top 10, после чего певец надолго исчез из
чартсов. Его второе появление на Евровидении принесло ему единственный
попавший за несколько лет в Top 10 хит ''Power To All Our Friends''. К
середине 70-х никто не сомневался, что с Клиффом Ричардом покончено,
однако в 1976 году он, как птица Феникс, воспрял из пепла былой славы,
чтобы обрести славу новую - новым продюсером исполнителя стал его
коллега по The Shadows Брюс Уэлч, и элементарная перестановка, словно по
мановению волшебной палочки, решила все проблемы Ричарда. Записанный с
новым продюсером альбом ''I'm Nearly Famous'' стал бестселлером и самым
продаваемым среди всех пластинок Клиффа; кроме того, в него вошли два
крупнейших хита десятилетия ''Miss You Nights'' и одна из самых
популярный вещей 70-х ''Devil Woman'' - последняя не имела ничего общего
со сложившимся имиджем благочестивого христианина, и, может, в силу
этого, стала одним из немногих хитов Ричарда, имевших успех в США.
Работоспособность его поражает: Клифф Ричард участвует в театральной
постановке мюзикла ''Time'', устраивает турне с одними лишь песнями
госпелз, судится с New Musical Express, который в еще более хамской
форме, чем в 1958 году, отозвался о творчестве исполнителя.
Королева-мать произвела Клиффа Ричарда в рыцари, а свое 50-летие певец
отметил новым хит-синглом ''From A Distance''. Очередной студийный
альбом музыканта вошел в хит-парады по обе стороны Атлантики - Клифф
Ричард по-прежнему остается одним из самых плодовитых и, вне всякого
сомнения, ярчайших светил на британском небосклоне звезд поп/рока. |