Высоцкий - выдающийся
советский поэт, певец и актёр. Владимир Семёнович Высоцкий родился 25
января 1938 года в Москве, в семье служащих. Отец, Семен Владимирович,
участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна (урожденная
Серегина), родилась в Москве, по специальности переводчик. Первые годы
жизни Высоцкого прошли в Москве; в начале Великой Отечественной войны он
с матерью эвакуируется на Урал, в город Бузулук Оренбургской области.
Спустя два года они вновь возвращаются в Москву. С 1947 по 1949 год
Высоцкий живет в городе Эберсвальде, в Германии, где служит его отец.
В эти годы воспитанием Володи занимается в основном Евгения Степановна
Высоцкая-Лихалатова, вторая жена его отца, под руководством которой он
занимается музыкой - берет уроки игры на фортепьяно у приходящего в дом
учителя-немца. По возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье
отца; весной 1955 года переезжает жить к матери. По окончании школы
(1955) Высоцкий поступает на механический факультет Московского
инженерно-строительного института, который вскоре оставляет, проучившись
в нем всего один семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в
драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил артист МХАТа В. И.
Богомолов. В 1956 году после серьезной подготовки Высоцкий выдерживает
экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского.
В студенческие годы Высоцкий - один из постоянных авторов и участников
многочисленных "капустников"; он пишет стихи, пародии, куплеты,
экспромты. По окончании студии (1960) играет на столичной сцене: в
театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр
"Современник". С 1964 года Высоцкий - актер Московского театра Драмы и
комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов. С конца 1950-х
годов Высоцкий также активно работает в кино, где им сыграно около 30
ролей.
С середины 1960-х годов Высоцкий начинает работать в кино не только как
актер, но и как автор песен. Начало своего творческого пути Высоцкий
связывал с влиянием на него Булата Окуджавы: "Меня поразило, насколько
сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под
гитару, и я стал пытаться делать это сам". Первой своей песней Высоцкий
считал "Татуировку" (1961), которая была написана в Ленинграде.
Творчество Высоцкого начального периода (1961-1964) опиралось в основном
на традиции "блатного" фольклора и городского романса и носило скорее
характер пародии, вариации на "блатные" темы. К середине 60-х годов в
творчестве Высоцкого наметился кризис; его приход в только что
реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом
обусловил разрешение этого кризиса. Яркая индивидуальность театра, его
интеллектуальная направленность привлекли к нему многих интересных
писателей и поэтов, актеров и ученых, композиторов. Написав первый раз
музыку к стихам А. Вознесенского для спектакля "Антимиры" (1965),
Высоцкий начинает работать для театра.
Первой песней Высоцкого, профессионально исполненной в спектакле
("Десять дней, которые потрясли мир", 1965), была песня белых офицеров
"В куски разлетелася корона". В этот период (1964-1968) происходит
тематическое и жанровое расширение творчества Высоцкого: отклики на
политические события ("китайский" цикл), на события личной жизни ("Мой
друг уедет в Магадан"), зарисовки фельетонного характера ("Песня
завистника", "Перед выездом в загранку"). В это же время появляются
первые песни-сказки "О нечисти", "Про джинна", "Про дикого вепря", "О
несчастных сказочных персонажах", антисказка "Лукоморья больше нет".
Интерес Высоцкого к фантастике выразился в цикле "фантастических"
произведений: "В далеком созвездии Тау Кита", "Песня космических
негодяев", "Каждому хочется малость погреться" (1966). Одновременно с
этим появляются первые "спортивные" песни: "О сентиментальном боксере",
"О конькобежце на короткие дистанции". В эти годы по-новому начинает
звучать военная тема, которая в раннем творчестве была переплетена с
тюремной ("Штрафные батальоны", 1963) и впоследствии нередко
обнаруживала свою с ней связь ("Песня о госпитале", "Все ушли на фронт",
"Песня о звездах"; все - 1964).
В 1965 году в спектакле Театра на Таганке "Павшие и живые" (поэтическая
композиция по произведениям поэтов военного поколения) звучала песня
Высоцкого "Солдаты группы "Центр", а в 1966 году в фильме В. Турова "Я
родом из детства" прозвучало несколько песен Высоцкого, в том числе
"Братские могилы" в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий
снимается в фильме С. Говорухина "Вертикаль", для которой пишет цикл
"альпинистских" песен: "К вершине", "Песня о друге", "Военная песня". На
первый план выдвигается лирическое начало. К концу 1960-х годов эта
тенденция усиливается, чему в значительной степени способствуют личные
обстоятельства жизни поэта (знакомство летом 1967 года с будущей женой -
Мариной Влади, французской актрисой театра и кино русского происхождения
(настоящее имя - Марина Владимировна Полякова-Байдарова). К концу 60-х
годов относятся первые (в основном - нотные) публикации произведений
Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей,
содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не
только в художественности, но и в "высокой идейности, подлинной
гражданственности". Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала
"Охота на волков" (1968).
В эти годы Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть "Жизнь
без сна" (1968, название дано при первой публикации в парижском журнале
"Эхо"; в отечественном самиздате распространялась под названием
"Дельфины и психи"; в СССР впервые опубликована в 1989 году, заявка на
киносценарий "Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда
и девушки из Шербурга" (1969; опубликована в 1992 году) и киносценарий
"Как-то все вышло..." (1969-1970). Но ни один из замыслов Высоцкому
реализовать не удалось. В 1970-1971 году он работает над поэмой для
детей "Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню
Дыховичного" в 2 частях для издательства "Детская литература", которым
она так и не была принята.
В октябре 1970 года в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля
по пьесе Шекспира "Гамлет", где Высоцкий играл главную роль. Эта
актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и
на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее
творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы
жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой
связанности и ответственности, так или иначе окрашенные "гамлетовской"
темой: "Бег иноходца" (1970), "Горизонт" (1971), "Кони привередливые"
(1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968-1973)
занимает стихотворение "Мой Гамлет" (1972), в котором размышлениям о
судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал
форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять
искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета. В
жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем
предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще
обращается к жанру баллады. "Гамлетовским" содержанием наполнен цикл
баллад, написанный к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли" (1973): "Баллада
о маленьком человеке", "Баллада о манекенах", "Баллада об уходе в рай",
"Прерванный полет". Впервые появляются произведения исповедальной ("Я не
люблю", 1969; "Маски", 1971; "Памятник", 1973; "Когда я отпою и
отыграю", 1973) и любовной лирики ("Мне каждый вечер зажигает свечи",
1968; "Маринка, слушай, милая Маринка", 1969; "Нет рядом никого, как ни
дыши", 1969; "Люблю тебя сейчас", 1973). Одновременно с этим формируется
и собственно лирический герой Высоцкого. В этот период созданы наиболее
значительные произведения о войне - "Песня о Земле" (1969), "Он не
вернулся из боя" (1969), "Мы вращаем Землю" (1972). В 1973 году
совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою первую зарубежную
поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле стихов "Из
дорожного дневника". Позднее первое стихотворение этого цикла "Ожидание
длилось, а проводы были недолги" опубликовано с купюрами в альманахе
"День поэзии. 1975". Это была единственная прижизненная публикация
стихов Высоцкого в подобном издании.
В эти годы Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже,
где работает над циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для
фильма "Стрелы Робин Гуда" и драматургом Э. Володарским для спектакля
"Звезды для лейтенанта". В 1977 году Высоцкий впервые выступает в Париже
на празднике "Юманите" и на вечере советской поэзии в "Павийон де Пари"
с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р.
Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич). В последующие годы
(1978-1979) Высоцкий много выступает за рубежом: в Германии, Италии,
США, Канаде. В 1979 году Высоцкий - один из участников альманаха
"Метрополь", организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными
впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким было
представлено около 20 произведений, разнообразных как в жанровом
отношении, так и по времени их написания: от самых ранних ("Ребята,
напишите мне письмо...") до более зрелых ("Банька по-белому", "На смерть
Шукшина", "Горизонт").
Наиболее зрелый этап творчества поэта - 1973-1980-е годы. Центральное
место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы - от судьбы
отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого
этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко
- с ярко выраженным притчевым началом ("Две судьбы", "Притча о Правде и
Лжи"). В 1970-е годы Высоцкий часто работает на радио, многие из
спектаклей с его участием записаны на диски: "Зеленый фургон", "Мартин
Иден", "Незнакомка" и "Маленькие трагедии". Большой цикл написан им для
музыкальной сказки "Алиса в Стране чудес" (1977). В эти годы Высоцкий
продолжает работать в театре. В конце 1970-х годов он работает над
прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием ("Венские каникулы", в
соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре, вынашивает
идею создания "авторского" кино.
25 июля 1980 года в своей московской квартире Владимир Высоцкий
скончался от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище. |