Шеб Мами -
алжирско-французский певец. Шеб Мами (Хелифати Мохаммад) родился 1
января 1966 года в местечке Саида в 170 км восточнее Орана, Алжир. В
юности как и его отец работал сварщиком на фабрике, но по выходным пел
на свадьбах. Однако после того, как в 1982 году Мами спел в программе
“Голоса и молодежь”, дни Мами-сварщика завершились. Вскоре он стал
записывать кассеты, строя свою карьеру “Принца раи”, поскольку старше
его возрасту был Халед, который уже считался “Королем раи”. Вокруг стиля
“раи” в Алжире тогда возникала масса противоречий, поскольку он
развенчивал мистику аллегорий арабской поэзии и говорил прямо, и чаще
всего о любви. В конце восьмидесятых, когда политическая ситуация в
Алжире изменилась в жестокую сторону, Мами, как и многие исполнители
раи, уехал во Францию, и его аудиторией стало второе поколение выходцев
из Северной Африки.
Три альбома шеба Мами - “Let me rai” (1990), “Saida” (1994) и “Meli
meli” (1997), которые были изданы на международном уровне, показали его
как быстро растущего композитора и аранжировщика, а также выявили все
более расширяющиеся средства стилистического выражения исполнителя. На
“Сайде” впервые появилось значимое смешение раи и рэпа. “До этого, -
говорит Мами, - французская молодежь слушала много рэпа и мало раи.
“Сайда” стал первым альбомом, в котором раи и рэп были смешаны. Теперь
многие рэп-исполнители во Франции пытаются имитировать нас, певцов раи,
и это очень вдохновляет”. Еще более вдохновляющим фактором стало то, что
раи больше не является парией в Алжире. Впервые за восемь лет Мами
выступил там в 1999 году. За период кровавого политического и
религиозного противостояния, который был до этого, многие писатели,
журналисты, исполнители раи, включая шеба Хасни и продюсера Рашида Бабу,
были жестоко замучены экстремистами. Мами просто отказывался ехать туда
на гастроли, несмотря на большое количество приглашений от организаторов
концертов. Сейчас отношение изменилось. “Музыка раи для Алжира чем-то
похожа на рок-музыку для Запада, говорит шеб Мами, - рок-музыка говорит
напрямую, и это возмущало народ. Но она стала популярной, потому что ее
любит молодежь, и народ принял ее в конце концов. То же самое произошло
с раи. Сейчас все изменилось до такой степени, что президент и его
министры говорят, что раи - это алжирская культура”.
Альбом “Meli meli” можно считать прорывом для Мами, поскольку именно его
однажды услышал британская супер-звезда Стинг. Среди удачных песен в
стилях рэп, рэгги, фанк, фламенко, была и песня “Azwaw”, ставшая одним
из наиболее удачных афро-кельтских гибридов. Вскоре Стинг вместе с Мами
сделали свою смесь, поначалу в песне “Роза пустыни” (“Desert Rose”).
Затем последовала серия концертов, которые были номинированы на Грэмми,
бесплатный концерте в Центральном Парке Нью-Йорка в 2000 году, и “Super
Bowl” в 2001 году.
Шеб Мами со своей открытостью и преданностью модернизму, хотел бы
видеть, чтобы раи стал таким же международным языком, как и рэгги или
рэп. Но относительно рэпа у Мами есть предубеждение. “Есть рэп
отрицательный и положительный, - говорит он, - в негативном рэпе поют о
том, что “полиция убивает на улицах”. В негативном рэпе нет будущего,
только настоящее. Мне не нравится это, но мне нравится рэп во Франции, в
котором поется о том, что жизнь улучшается: “Наших родителей притесняли,
но мы не должны жить так, мы понимаем жизнь”. Есть успешные
североафриканцы, например, Зидан, и именно этим нужно дышать”. |